«Развитие капитализма в России» и прежде всего на селе


Исаак Ильич Левитан. «Деревня». По праву его называют живописцем русской деревни. И всё ведь нарисовано с натуры. По сути, это фотографии…


«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..»
(Кому на Руси жить хорошо. Н. А. Некрасов)

Начало и конец крестьянской цивилизации. Тема крестьянской цивилизации на планете Земля и её частность – крестьянство в России, вызвали явный интерес у читательской аудитории ВО. Сейчас перед ней третий материал на эту тему, и вот тут-то, наконец (я думаю уж пора!), ей будет также представлена литература для самостоятельного чтения, чтобы те, кому это будет интересно, смогли углубить свои знания по данному предмету. Впрочем, одну книгу, я считаю, следует прочесть всем, любому грамотному гражданину нашего Отечества. И я очень удивлён тому, что она как обязательный источник до сих пор не введена в школьную программу. Может быть потому, что там встречаются такие слова, как «сука» и «выпадение матки», но уж по крайней мере в десятом классе детей это шокировать не должно.

«Развитие капитализма в России» и прежде всего на селе
Книга Семёновой-Тян-Шанской О. П. «Жизнь «Ивана»

Называется эта замечательная книга «Жизнь «Ивана» [1], а написала её Ольга Петровна Семёнова-Тян-Шанская – дочь знаменитого путешественника, российского географа и академика. Книга ценна как источник, поскольку описывает всё то, что было у неё перед глазами. Узнать из неё можно многое: например, что у крестьянина среднего достатка хозяйство было очень приличным, имел он трёх лошадей, пятнадцать овец и прочей скотинки; есть там цены на товары и продукты и семейный бюджет, и про то, как сватались и… сожительствовали ещё до брака; когда женились и замуж выходили, а ещё… часто ли муж бил жену, и что ему бывало, если она умирала от побоев; как женщины «в хрестьянстве» вынашивали и рожали детей, и какое у них было воспитание; что тогда ели и что пили, в какую одежду одевались; про их болезни и методы лечения; о работе и веселии… И о многом, многом другом, ведь недаром книга называется «Жизнь «Ивана». Правда, в ней нет обобщений. Всё описанное имело отношение к деревне Гремячка Рязанской губернии, но это ведь как капля воды, в которой отражается весь океан!


Исаак Ильич Левитан. «Сельский пейзаж»

Есть также очень интересная диссертация по крестьянству моей разлюбезной Пензенской губернии «Крестьянское хозяйство Пензенской губернии во второй половине XIX века» (тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Ульянов, Антон Евгеньевич, 2004, Пенза) [2]. Правда, таких диссертаций по всем регионам России очень много, и при желании каждый, кто захочет, с лёгкостью найдёт работу и по своему региону. Но… просто эту работу я читал «от и до» и могу сказать, что «товар хороший». Причём автореферат читается бесплатно, а вот за сам текст скаченной из Интернета диссертации, увы, приходится платить. И кто только это придумал…


Исаак Ильич Левитан. «Деревенская церковь» 1888 г.

Ну а теперь перейдём собственно к положению пореформенного крестьянства. И… тяготы его положения расписывать смысла нет. А вот есть смысл обратиться к очень интересной работе В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», написанной им в 1896-1899 гг., изданной в царской России вполне легально в конце марта 1899 года издательством М. И. Водовозовой в Петербурге в количестве 2,4 тыс. экземпляров. В 2012 году Р. Г. Пихой (советский и российский историк, доктор исторических наук (1987), профессор (1989)) давал ей такую оценку:

Это практически образцовый труд в области экономической истории, свидетельствующий о незаурядном интеллекте автора. Оказавшись в тюрьме, а затем в ссылке, он переработал огромный пласт статистики – в работе присутствуют ссылки на 500 с лишним источников. Самое интересное место «Развития…» – то, что Ленин писал о русской деревне, о неизбежности разрушения крестьянской общины… Даже сегодня за работу такого уровня сразу присвоили бы докторскую степень.

То есть работа стоящая, не так ли? И что же там Ленин написал о крестьянстве?

А написал он то, что очень не понравилось нашим славянофилам и эсерам, мечтавших через крестьянскую общину вступить в социализм. Написал, что она есть… де юре, поскольку с её помощью правительству удобно собирать налоги, а вот де факто, экономически, уже давно произошло её расслоение. Что в российской пореформенной деревне уже сложились три социальные страты: бедняки, середняки и кулаки. Первые были бедны не из-за отсутствия земли, у них не было «тягла», вторые имели и землю, и тягло, но… не могли вырваться из бедности, поскольку жили «как все», давила на них общинная психология, а вот кулаки… эти как раз, презрев эту самую общинную психологию, жили ростовщичеством, обирая своих однодеревенцев и держа их в кулаке вовремя невыплаченными долгами.

Всё это подтверждают и современные исследования. Так, в Среднем Поволжье и малоземелье (а оно было, безусловно), и избыток свободного времени в зимнее время, а также наличие разнообразных источников природного сырья помогали таким крестьянским промыслам, как ткачество, пухопрядение, кожевенное и гончарное промыслы, обработка древесины. Популярным занятием было и отходничество – уход на работу в города и временный найм на заводы и фабрики.


Исаак Ильич Левитан. «Деревенька»

И хотя каждый этот слой жил с психологией «Ивана», бытие понемногу сознание крестьян изменяло. Цели всех этих групп понемногу расходились всё больше и больше, хотя и очень медленно. И из этих же крестьян, вчерашних крепостных, взращенных вчерашними рабами и «метрессами» из гаремов помещиков, формировался и наш российский пролетариат. Потомственных рабочих было немного. Были «зимники» – те, кто работал на заводе зимой и крестьянствовал летом, были те, кто «пришёл вчера» и надеялся вернуться в крестьянство, были и те, кто порвал с ним навсегда, но сопли, как и раньше, вытирал рукавом, а кто-то уже научился и носовым платком пользоваться…

А теперь обратимся к современной «теории поколений» Штрауса и Хау, по которой поколение есть совокупность людей, рождённых в промежутке времени равном 20 годам, или как одну фазу человеческой жизни, состоящей из детства, молодости, среднего возраста и старости. Представители одного поколения обычно относятся к одной исторической эпохе: они сталкиваются с одинаковыми историческими событиями, их волнуют одни и те же социальные явления. Поэтому у них одна культура, общие для всех убеждения и поведенческие модели. Ну и, наконец, представители одного поколения разделяют чувство принадлежности к этому поколению с другими его представителями.


Исаак Ильич Левитан. «Лунная ночь». Вообще-то, интереснее было бы назвать эту картину «Забор упал»

А теперь немного посчитаем: между 1917 годом и 1861-м получается 56 лет, что для того времени было уже старостью. Значит, революцию делали дети и внуки вчерашних крепостных, воспитанные вчерашними рабами, люди с мелкобуржуазной психологией, придерживающиеся патриархальных взглядов на жизнь, с моралью, пронизанной общинным мировоззрением. Безусловно, город менял их взгляды на жизнь, та же, скажем, газета «Искра», но глубинные основы самосознания никакая газета пошатнуть не в состоянии. Всё идёт из детства, а детство этих людей лучше Некрасова никто не описал. Лично я злому врагу не пожелал бы в том детстве очутиться – см. опять же «Жизнь «Ивана».

Но очевидно, что крестьянство из деревни в пореформенной России просто… повалило в города! В своей работе Ленин подчёркивает, что 1890 г. 71,1 % от общего количества фабрично-заводских рабочих в стране трудились на крупных предприятиях (где рабочих было 100 и более). В 1894-1895 гг. они составляли уже 10,1 % всех заводов и фабрик, а трудилось там 74 % всех фабрично-заводских рабочих. В 1903 г. крупные фабрики, где было больше 100 рабочих, в Европейской России составляли 17 % общего числа производств, а работало на них 76,6 % от всего числа фабрично-заводских рабочих империи. И Ленин особо отмечал, что наши большие фабрики были больше германских.


Исаак Ильич Левитан. «Дорога в деревню»

Интересно, что приход нового жизненного уклада сопровождался и таким явлением, как рост количества душевнобольных. Российский историк Ю. Миронов в своей статье «Уроки революции 1917 года или Кому на Руси жить плохо» (журнал «Родина» 2011-2012 гг. №№ 12,1,2) приводит данные о том, что с 1886 по 1913 год число таких больных выросло в 5,2 раза (это при том, что в России по традиции в подобные клиники обращались лишь в самых крайних случаях!), а с 1896 по 1914 год число пациентов на 100 тыс. жителей выросло с 39 до 72 человек. То есть на многих «новая жизнь» подействовала весьма тяжко! А ведь сюда не входят те, кто лечился в частных клиниках, и кому надо было лечиться, но боялся, что ему приклеят кличку «псих». То есть слом старого общество шёл болезненно во всех отношениях. Однако в основной своей массе и у крестьян, и у рабочих из крестьян, и даже у самых что ни на есть «потомственных рабочих» сознание в значительной степени оставалось крестьянским, патриархальным, и… мелкобуржуазным, с потрясающей массой пережитков прошлого мировоззрения. Ведь вокруг них был именно такой мир, и другого они не знали. Ну а крестьяне… конечно, нельзя сказать, что они тогда были полные «дикари». Но как иначе тогда можно охарактеризовать вот этот случай… А было так, что в 1888 году художник Левитан оправился за впечатлениями, и вот что из этого получилось:

Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Очень уж дико отнеслось к нам население, никогда не видавшее у себя «господ». Они ходили за нами толпой и разглядывали как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи... Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось. – Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?
Собрали сход, почему-то даже стали называть нас: лихие господа. Всё это действовало на нервы, и мы поспешили уехать. [4]


Исаак Ильич Левитан. «Плес» – это вот сюда переехали писать свои картины «лихие господа»… Показательный случай, не так ли? Но, к сожалению, далеко не единственный, демонстрирующий крайне низкий уровень культуры в «низах»


1. О. П. Семёнова-Тян-Шанская. «Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из чернозёмных губерний
2. «Крестьянское хозяйство Пензенской губернии во второй половине XIX века». Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Ульянов, Антон Евгеньевич, 2004, Пенза
3. Е. Пермяк «Горбатый медведь» (очень хорошо показан быт и нравы патриархального русского крестьянства и крестьян-рабочих Пермского края)
4. Е. В. Первушина. «Усадьбы и дачи русской интеллигенции. Владельцы, гости, дачная жизнь». Спб., «Паритет», 217 г. стр. 320


Продолжение следует…
Вернуться назад