Хотя грозный немецкий линкор «Тирпиц» почти не участвовал в боевых действиях, англичане охотились за ним несколько лет. Поучаствовали в этой охоте и советские моряки – в июле 1942 года «Тирпиц» был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга Николая Александровича Лунина.
Немецкое командование решило поберечь «Тирпиц» после гибели в мае 1941 года его «брата-близнеца» линкора «Бисмарк». После этого морской поход стал для «Тирпица», самого мощного надводного корабля Германии, экстраординарным событием. Его орудия, среди которых были 8 самых грозных - 380-мм, так и не потопили ни одного вражеского корабля.
Тем не менее, сам факт существования «Тирпица» вынуждал военно-морское командование англичан это учитывать, связывал значительные силы Королевского Флота.
Вот и шла охота на «Тирпица», базировавшегося с 1942 года в Норвегии и почти не выходящего на боевые задания. Пытались его уничтожить с помощью управляемых подводных аппаратов, подводных мини-лодок, бомбили его с воздуха. Удавалось его повредить, иногда серьезно, причинить ощутимые потери экипажу. Но немцы снова и снова ремонтировали «Тирпиц», а потом решили использовать его в качестве тяжелой артиллерийской плавбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию.
Покончить с линкором англичанам удалось лишь 12 ноября 1944 года, в результате операции «Катехизис» (англ. Catechism). Смертельный удар по «Тирпицу» удалось нанести бомбардировщикам «Ланкастер», использовавшим мощнейшие бомбы «Толлбой» (англ. Tallboy «верзила») массой 5443 кг и массой взрывчатого вещества 2358 кг.
Вот как в книге «Затопить Германию» это описал Пол Брикхилл: «Черные клубки запятнали небо среди клина самолетов, так как зенитки нащупали высоту. Затем открыли огонь орудия на берегах фиорда… Бомбовые прицелы были наведены на корабль, и он казался совсем рядом. Стрелки хвостовых башен с тревогой крутили головами, ожидая появления истребителей. Верхние башни были сняты, поэтому единственной защитой самолетов были хвостовые стрелки».
На «Ланкастерах» установили более новые двигатели, добавочные топливные баки, чтобы увеличить радиус действия самолетов. Чтобы компенсировать увеличение веса, снимали часть оборудования и вооружения.
Было известно, что 20-30 немецких истребителей переброшены на аэродром Бардуфосс специально для защиты «Тирпица». Для английских бомбардировщиков «Ланкастер», летевших к «Тирпицу», их атака могла обернуться настоящей бойней...
Но истребители почему-то так и не помешали бомбардировке, хотя немецкий радар обнаружил приближение английских самолетов. Это позволило англичанам отбомбиться: «Зажглась красная лампочка. Оставалось 10 секунд... Секунды медленно тянулись, пока «D Дог» не подпрыгнул, словно его кто-то дернул за хвост. Бомба полетела вниз…
Одно за другим звенья поворачивали, сбросив бомбы. Летчики безмолвно вглядывались… отсчитывая 30 секунд. Потом на баке линкора вспыхнуло желтое пламя. С высоты 30000 футов они видели, как содрогнулся корабль. Еще одна бомба взорвалась на берегу. Потом еще 2 попали в корабль. Одна по правому борту около мостика, вторая позади трубы… Еще одна вспенила море всего в 5 футах от форштевня. Затем дым закрыл все, пилоты могли различить только смутные вспышки… Однако зарево сияло сквозь завесу. Там что-то горело. Потом последовала еще одна вспышка, и столб пара взлетел на 500 футов в небо сквозь дым. Взорвался погреб.
Через 3 минуты после того, как 9-я эскадрилья отбомбилась, над ней сомкнулась темнота. Черные силуэты в небе повернули на юго-запад и снизились к воде, набирая скорость, чтобы вернуться домой. Истребители так и не появились. Последнее, что видели летчики — столб дыма, когда «Тирпиц» начал крениться».
Вскоре самолет-разведчик обнаружил «Тирпиц» вверх дном в Тронхейм-фиорде. Из его экипажа погибло свыше 900 моряков.
Бюрократы в английском Адмиралтействе пытались доказать, что линкор нельзя считать потопленным, «так как днище видно». Но ликованию летчиков - победителей эта глупость не помешала. А у немцев шел суровый «разбор полетов». Точнее, выяснение причин того, почему немецкие истребители так и не прикрыли «Тирпиц». Командир эскадрильи 9./JG 5 5-го воздушного флота, ответственной за это, майор Генрих Эрлер был приговорен к смертной казни, замененной штрафным лагерем с последующим заключением в крепости. Но внятного, бесспорного объяснения тому, что же произошло, найти так и не удалось…
Кроме того, немцы так и не смогли поставить дымовую завесу, чтобы защитить «Тирпиц» от прицельной бомбардировки. Они привезли аппаратуру для установки дымзавесы, но не успели установить ее. В сочетании с отсутствием истребителей это и стало причиной гибели самого мощного германского боевого корабля того времени. Вот и верь после этого в то, что пресловутый немецкий порядок в годы Второй мировой всегда и везде неукоснительно поддерживался.
Читайте нас: