Лента новостей

14:56
«С дуба рухнули что ли?»: Путин о стремлении навязать России условия по Украине
14:28
Краснодарские хулиганы-подростки избили участника СВО
14:27
19-летняя чеченская девушка Лия, бежавшая из дома, скрылась от семьи за границей
14:21
Горячие финские парни озабочены Украиной
14:19
Экстремально сложная ситуация на фронте. Зеленский отменяет визиты
14:16
Путин назвал Белоусова одним из лучших экономистов России
14:15
Путин: легитимность Зеленского будет учитываться при подписании документов
13:47
Украинские фашисты убили 4-х женщин на остановке в Донецке. Ранена 5-летняя девочка, которая осталась с братом без матери
13:38
Путин: планов по взятию Харькова на сегодняшний день нет
13:37
Путин связал операцию ВС РФ на Харьковском направлении с созданием санитарной зоны
13:09
Американцы не доверяют своим спецслужбам
13:08
Украина движется к мировому лидерству. Пока в сфере коррупции
12:39
Франция обвинила Азербайджан во вмешательстве в дела Новой Каледонии
12:25
Белый дом встревожен тем, что темпы российского наступления изменят траекторию конфликта
12:23
Футболиста «Спартака» Промеса освободили из-под стражи в Дубае
11:22
В ООН острая нехватка денег. Организация вынуждена экономить на электричестве
11:16
Выборы в Европарламент: инквизиторы против еретиков
10:47
Мэр Днепропетровска Филатов возмутился сотрудниками заправок, которых не забирают на фронт
10:13
В Бельгии рассматривается иск против Урсулы фон дер Ляйен за внедрение вакцины от коронавируса Pfizer
10:11
Зачем Россия проводит учения с ядерным оружием и чего ожидать?
10:03
Путин: альянс России и Китая в сфере энергетики будет только укрепляться
10:02
Путин возложил цветы к памятнику павшим советским воинам в Харбине
09:36
Новороссийск подвергся самой массированной атаке БПЛА за время СВО. Беспилотники прорывались к нефтяному терминалу
09:35
Украина не готова к обороне Харькова? Репортёр CNN не нашел укреплений ВСУ
09:34
Первый канал оштрафовали за ЛГБТ-пропаганду на 1 млн рублей
09:23
ТОС-2 работают по ВСУ в составе ГрВ «Север»
09:22
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 17.05.2024
09:14
Три БДК Тихоокеанского флота отработали погрузку и выгрузку бронетехники
08:57
Украинские эмигранты резко сократили свои денежные переводы на Украину
08:56
Украина запустила по регионам России более сотни боевых дронов. В Белгородской области погибла женщина с маленьким сыном
08:38
Глава Ростеха раскрыл показатели рентабельности при работе по гособоронзаказу
08:37
Депутатам рекомендовали отклонить отсрочку от мобилизации для отцов троих детей
08:19
Российская экономика превратилась в неукротимого зверя
08:09
Пуск КРНБ 9М728 ОТРК «Искандер-М» по объекту ВСУ
07:35
Грузия — новое поле битвы между Россией и Западом
04:30
Heckler & Koch разработает оружие под советские патроны
04:22
Европейская проституция в эпоху Возрождения
01:33
Украинская мечта о гареме
00:56
Вторая мировая война: третий рейх планировал захватить США
00:25
Куда нам стоит вернуться?
23:53
Киев готовит Харьков и Сумы к осаде
23:19
Правительство Эстонии не разрешило школам и детсадам в Нарве преподавание на русском языке
22:45
«Мы существуем». Активисты блока «Победа» на заявление Чолаку о том, что нет Молдовы, молдавского языка и молдаван
22:11
Кадыров призвал остудить «горячие» эстонские головы «Кинжалами»
22:10
ВСУшников выслали из Германии за правоэкстремистскую символику
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Немцы все ходы записывали

Немцы все ходы записывали



Продолжим тему немецких документов о борьбе с партизанами. Под аккомпанемент зубного скрежета любителей сказок от политруков тов. Епишева посмотрим, что нам могут дать немецкие документы из истории партизанского движения.


Дать они нам могут многое. Во-первых, таких документов (без особого преувеличения) тысячи – разнообразные донесения, справки и отчеты о нападениях, о проводимых или проведенных операциях, о количестве партизан и дислокации их отрядов, переписка по этому поводу. Во-вторых, часто они очень детальные и содержат много ценной информации. В-третьих, в архивах имеются также схемы и карты, относящиеся к борьбе с партизанами.

Контроль и учет – это вот про немцев. Им было не лень считать и записывать, вплоть до количества подрывов рельс и обезвреженных мин или численности захваченных у партизан штанов. Так что, выражаясь шахматным языком, все ходы у немцев несомненно были записаны: и операции партизан, и собственные действия против них.

В принципе, если поднять советские и немецкие документы и изучать их в сопоставлении, то всю партизанскую борьбу можно восстановить вплоть до мелких деталей. Вот партизаны докладывают в своем донесении, что в такой-то день напали на такой-то пункт. И вот в немецком документе сообщается о том же самом нападении и его исходе. Сличение двух противоположных точек зрения на одно и то же военное событие предоставляет уникальные сведения, позволяющие оценить, насколько удачным было то или иное нападение партизан на немцев и какой ущерб был реально нанесен. Потому что немцы имели обыкновение записывать данные о том, что было разрушено, повреждено и уничтожено.

Эта работа давно уже должна бы быть сделана. Если основательно прочесать архивы, то, думается, можно набрать почти полный комплект немецких донесений и отчетов. По крайней мере по зонам ответственности рейхскомиссариатов, групп армий, армейских корпусов, командования охранными войсками.

Почему этого до сих пор не было сделано? Думается, что по той причине, что от такого сравнения пропагандистский блеск партизан несколько померкнет. И многие героические подвиги и разгромы гарнизонов окажутся малость недостоверными, вплоть до полного вымысла. Или просто не особо соответствовавшими расхожим легендам. Не рассказывать же пионерам о том, как партизаны героически напали на торфодобывающее предприятие и уничтожили там машины.

Преувеличение партизанских успехов – вещь объективная, продиктованная условиями партизанской войны. По большей части партизаны не могли узнать о конкретных результатах нападения или диверсии, поскольку должны были быстро отступать, чтобы не попасть под ответный удар или преследование.

С другой стороны, партизанские командиры могли завышать потери врага и его ущерб, чтобы в глазах штаба партизанского движения повысить свою эффективность и получить с «Большой земли» оружие, боеприпасы и взрывчатку. В штабе на сочинения партизан, видимо, смотрели сквозь пальцы и с некоторым скепсисом, но тут же пускали все это в пропагандистский оборот, поскольку солдатам на фронте и рабочим, до седьмого пота вкалывавшим в тылу, определенно требовалось воодушевление. Врага бьют в его же тылу – это было сильное пропагандистское оружие.

Потому, чтобы избавиться от этих преувеличений, нужно сопоставлять отчеты с обеих сторон. Пока же посмотрим, что можно найти в немецких документах на паре примеров.

Статистика взрывов на железных дорогах


Железные дороги были для Восточного фронта наиболее важны. И там статистика подрывов и диверсий собиралась тщательно. Вот, к примеру, штаб генерала военных сообщений «Центр» (General des Transportswesens Mitte, с октября 1942 года им командовал оберст Маттиас Петерс) 5 ноября 1942 года составил отчет о диверсиях, авианалетах и артиллерийских обстрелах железных дорог в зоне ответственности Feldeinsenbahn Kommando 2 (F.E.Kdo.2) и Haupteisenbahndirektion Minsk (HBD Minsk) с 1 по 31 октября 1942 года (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12454, д. 395, лл. 215-217).

В зоне F.E.Kdo.2 было 52 взрыва под поездами, 19 подрывов рельсов и мостов, 3 нападения на поезда, 53 минирования, 68 воздушных налетов и 29 артиллерийских обстрелов. За месяц двухколейные пути были заблокированы на 164 часа, одноколейные – на 977 часов. В таблице эти данные подразделяются на девять направлений. Например, линия Смоленск – Вязьма – Гжатск была заблокирована: оба пути на 46 часов, один путь на 133 часа.

Немцы все ходы записывали
Таблица количества нападений партизан на железные дороги в зоне ответственности F.E.Kdo.2

В зоне HBD Minsk было 174 взрыва под поездами, 51 подрыв рельсов и 8 подрывов мостов, 7 нападений на поезда, 61 минирование и 20 воздушных налетов. Двухколейные пути были заблокированы на 1115,5 часа, одноколейные – на 2119,5 часа. Например, линия Даугавпилс – Индра – Полоцк – Витебск – Смоленск была заблокирована: оба пути на 337 часов, один путь на 582,5 часа. 35 подрывов поездов (или каждый день).


Последствия подрывов и крушений поездов могли быть весьма устрашающими на вид. Однако, железнодорожники обязаны были уметь (как и сейчас умеют) быстро все убирать и восстанавливать путь, поскольку поезда сходят с рельсов и без всяких партизан. На фото один из приемов восстановительных работ. Не сумев убрать паровоз в сторону, видимо, из-за отсутствия крана, железнодорожники просто проложили огибающий путь. Кстати, партизаны в основном создавали работу для русских работников железных дорог. В F.E.Kdo.2 работало 36,9 тыс. человек, из которых немцев было всего 11,3 тыс.

В месяце 744 часа, то есть линия была остановлена в течение 45% времени и работала со сниженной пропускной способностью (один путь позволяет осуществлять перевозки в обоих направлениях при особом регулировании) в течение 78% времени. То есть пропускная способность этой линии была сокращена нападениями и диверсиями партизан минимум вдвое. Это как раз та линия, из-за которой началась операция «Зимний лес», рассмотренная в предыдущей статье.


Для правильного понимания: подрыв поезда и сход его с рельсов далеко не всегда означает полное прекращения перевозок. На фото: на одном пути лежит на боку поезд, а второй путь свободен для движения.

Вот еще сообщение командующего охранными войсками и тыла группы армий «Центр» командованию группы армий «Центр» от 14 октября 1942 года. В нем говорится, что противник после артиллерийского и пулеметного обстрела в 5:50 утра напал на линию Даугавпилс – Полоцк на участке между станциями Борковичи и Дрисса. На станцию Борковичи напало около роты, на станцию и мост Свольна – около батальона и на станцию и мост Дрисса – тоже около батальона. Нападение на Борковичи было отбито огнем, а на Свольну и Дриссу – контратаками. Бой окончился около 8 утра (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12454, д. 428, л. 15).

Мне удалось найти описание этого же боя в советской литературе:

«В октябре 1942 года объединенным силам партизанских бригад Герасимова, Петракова и Захарова был произведен одновременный налет на восемь вражеских гарнизонов на железнодорожной линии от станции Борковичи до станции Дрисса. Одновременный удар посеял среди гитлеровцев панику, связь бездействовала, не у кого было просить помощи. Гарнизоны почти не оказали партизанам сопротивления. На станции Борковичи была разбита водокачка, убито 17 и ранено 4 гитлеровца. В Свольне партизаны артиллерийским огнем повредили помещение железнодорожной станции и казармы. В завязавшемся бою было убито 24 и ранено 9 гитлеровцев. Большой ущерб народные мстители нанесли противнику и на других станциях и гарнизонах. Во время этого налета партизаны повредили в нескольких местах железнодорожные пути, и движение поездов было приостановлено на трое суток». (В.Е. Лобанок «В боях за Родину». Минск, «Беларусь», 1964, с. 153−154).


Тут все настолько очевидно, что даже комментировать нечего.

Замысел был в том, чтобы пробиться к мостам и взорвать их, тогда линия встала бы надолго, на несколько недель. Но не получилось. Впрочем, и без этого активность партизан на линии существенно мешала перевозкам по ним. Немецкие данные это показывают весьма наглядно. Между прочим, это была кратчайшая железная дорога от Риги с ее портами до тыла группы армий «Центр».


Сам по себе замысел партизанской операции был неплох: железная дорога на этом участке два раза пересекает Дриссу и ее приток. И еще есть мост через приток Западной Двины западнее станции Дрисса (располагается у поселка Боровка). Подрывом мостов у Свольны и Дриссы можно было создать изолированный участок, восстановление которого было бы сильно затруднено. Только у партизан нападение не получилось; немецкие гарнизоны оказались сильнее.

Партизанская война в цифрах


Вот отчет о действиях партизан (Bandenlagebericht), составленный в штабе 9-й армии 26 мая 1944 года, отражавший положение с 26 апреля по 25 мая 1944 года. Это длинный и подробный документ, характеризующий ситуацию самым детальным образом.

В тылу армии действовали четыре партизанские группы:

- 1-я северная, в районе Кличева, севернее Березины; около 3500 человек;

- 2-я северная, северо-восточнее дороги Бобруйск – Минск, около 5300 человек;

- западная, в лесах и болотах между Слуцком и Марьиной Горкой, около 7000 человек;

- южная, в лесах Полесья, около 3500 человек.

Всего примерно 19 300 партизан (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12472, д. 623, л. 45).


Начало отчета штаба 9-й армии об активности партизан.



Общая схема положения в тылу 9-й армии и увеличенный фрагмент с расположением сил двух северных групп партизан.

Необходимо отметить, что в приложении к отчету есть подробная характеристика партизанских сил. Например, бригада «Кузнецов – Красное знамя»; командир Андреев, комиссар Аворин. Дислоцируется у Новые Ляды (8445 – вероятно, имеется в виду лист немецкой карты 1:100 000 84-45). Численность – 600 человек, имеет 1 орудие, 2 противотанковые пушки, 20 минометов, 2 станковых и 30 ручных пулеметов. Разделяется на четыре отряда: «Ворошилов» − 250 человек, «Молотов» − 100 человек, «Гастелло» и «Фрунзе» − численность не указана (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12472, д. 623, л. 55).

И так почти по всем партизанским отрядам. Соединения помечены индексом. Например, бригада «Кузнецов – Красное знамя» обозначена индексом D 36, «37-я партизанская бригада Пархоменко» - F 206. Думается, что у немцев была общая картотека на партизанские соединения и отряды. Если ее не сожгли, то она должна где-то храниться в архиве.

Поскольку многие не хотят верить в то, что партизаны могли быть плохо вооружены, то можно привести некоторые данные на сей счет. К примеру, отряд «Суворов» из состава 1-й Минской бригады, дислоцированный в 3 км к северу от Шкавиловки, на 110 партизан имел 3 ручных пулемета, 4 пистолета-пулемета и 40 винтовок. Или вот, бригада «Киров», дислоцированная в Лужице, имела вроде бы неплохой арсенал: одна 76,2-мм пушка, две 45-мм противотанковых пушек, 3 миномета, 12 противотанковых ружей, 3 станковых и 40 ручных пулеметов, 100 пистолетов-пулеметов и автомобили. Однако из 800 человек в бригаде 40% (или 320 человек) не имели оружия, о чем имеется особая пометка (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12472, д. 623, л. 61).

В документе есть интересное замечание о моральном духе партизан. Ядро отрядов составляли коммунисты, специалисты с высшим образованием и красноармейцы, а по поводу остальных партизан в отчете говорится так (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12472, д. 623, л. 46):

«Der Großteil der Banditen ist mehr oder weniger unter Zwang rekrutiert worden und hat wenig Sympathie für die Bandenbewegung».

То есть большая часть партизан набрана под принуждением и мало симпатизирует партизанскому движению. Такой вывод сложился в результате допросов партизан, захваченных в плен, а также перебежчиков из партизанских отрядов. Последних было немного. Поскольку в отчете отмечается, что командование отрядов запугивает неизбежной казнью у немцев, и что немецкая пропаганда лишь в редких случаях достигает партизан.

Это интересный фактор борьбы: партизаны доставали своей пропагандой население оккупированных районов, различные союзные немцам и вспомогательные войска. А вот немцы своей пропагандой партизан достать не могли. Не последнюю роль в этом играли чисто технические трудности.

Невзирая на состояние морального духа обеих сторон, война шла весьма напряженная. В приложении к отчету даются сведения о произошедших сражениях и понесенных в них потерях. Немцы за 26 апреля – 25 мая 1944 года провели четыре операции, 129 акций с боем, 112 акций без боя и имели 53 столкновения с партизанами.

Партизаны осуществили 13 атак, отбитых немцами, 66 нападений, 24 подрыва рельсов и 5 частично сработавших подрывов (25 мин было обезврежено немцами), 61 минирование дорог (61 мина была обезврежена немцами), 8 мостов было уничтожено, 10 порывов линий связи, 93 грабежа.


Пример подрыва рельсов.

Потери партизан: 1510 человек убитыми, 641 взяты в плен, 24 перебежали к немцам, 873 арестовано как пособники партизан или подозреваемые, 2570 человек мирного населения взято на учет (или зарегистрировано; не очень ясно, что под этим понимается).

Немецкие трофеи составили: 75,2-мм гаубица, 3 миномета, 5 противотанковых ружей, 4 станковых и 19 ручных пулеметов, 39 пистолетов-пулеметов, 277 винтовок, 18 пистолетов. Также захвачено: киноаппарат, 100 кожаных пальто, 3000 кальсон, 284 лошади, 253 коровы, 440 центнеров (немецкий центнер – 50 кг; 22 тонны) картофеля, 97 телег. Уничтожено 243 партизанских лагеря, 1885 землянок, 8 деревень и спиртзавод.

Немецкие потери в ходе операций против партизан: убитыми – 5 офицеров, 83 унтер-офицера и солдата, 31 «восточные помощники» (Ostfreiwillige, советские граждане, помогавшие немцам); ранеными – 2 офицера, 169 унтер-офицеров и солдат, 44 помощников; пропали без вести – 2 офицера, 27 унтер-офицеров и солдат, 12 помощников. Также упоминаются перебежчики от немцев к партизанам: 3 помощника и 5 хиви (Hilfswillige, советские граждане, поступившие на службу в части Вермахта).

Немцы потеряли оружия: одну противотанковую пушку, два миномета, два станковых и 14 ручных пулеметов, 3 пистолета-пулемета, 10 пистолетов, 2 ракетницы и 25 винтовок (ЦАМО РФ, ф. 500, оп. 12472, д. 623, л. 53−54).

Итак, из этого отчета видно, что немцы побеждали в большинстве боев и наносили партизанам весьма ощутимые потери. В течение месяца убитыми, взятыми в плен (и перебежавшими) партизаны потеряли 2175 человек или 11% численности отрядов. Немецкие потери были почти в десять раз меньше: убитыми, ранеными и пропавшими − 288 человека (без помощников и хиви).

Однако немцы проигрывали войну против партизан в целом. На картах видно, что вся их активность сводилась лишь к тому, чтобы вытолкнуть партизан подальше от важнейших дорог. Крупные операции давали трофеи, но были в военном отношении почти безуспешными. Ядро партизанских отрядов и бригад (в лице коммунистов и военных) могло потерять в поражении почти все. Но оно уходило в другой район, и через несколько недель обрастало желающими воевать против немцев, уговорами или силой проводило мобилизацию в отряды, обзаводилось оружием и снова было готово воевать. Потому немцам разгром партизанских отрядов и тысячи убитых партизан мало что давали. Фактически, это было лишь перемалывание местного населения.

Так что немецкие документы могут рассказать очень многое, особенно если рассматривать их в широком контексте. Например, отчет штаба 9-й армии о борьбе с партизанами рисует картину накануне операции «Багратион», примерно за месяц до наступления на Бобруйск.


Из этой схемы, приложенной к отчету штаба 9-й армии от 26 мая 1944 года, с нанесенными зонами, контролируемыми партизанами, видно, насколько худо обстояло положение 9-й армии накануне сражения за Бобруйск. Фактически, силы армии еще до начала сражения оказались в своего рода «бутылке» и вовсе не имели свободы маневра.

Тогда 65-я армия прошла через болото, считавшееся непроходимым, и провела через него 1-й гвардейский танковый корпус, который был введен в прорыв немецкой обороны. Командующий 65-й армией И.П. Батов описывает это так, что будто бы немцы поверили в обозначение непроходимого болота на карте. Однако, не думаю, что все было настолько просто, как Батов рассказывает.

Там были еще и иные причины успешного прорыва, одной из которых стало участие партизан.

Верхотуров Дмитрий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх