Китайское военно-морское командование много сил прилагает для расширения сферы влияния ВМС КНР. Военные эксперты в США отмечают, что китайцы достигли за последние 20 лет небывалых успехов, привлекая к решению задач не только штатные корабли военного флота, но и другие ресурсы. Большие надежды китайцы возлагают на иррегулярные морские силы. К контролю за акваториями подключаются патрули из состава рыболовецких флотилий, которые находятся под полным контролем государства. На этот феномен обращает внимание американский военный аналитик Эндрю Эриксон ( Andrew Erickson ).
Официальная название этих иррегулярных структур - « Морская Милиция Народно-Освободительной Армии Китая». Она имеет долгую историю . Была создана в конце 50-х годов с целью защиты восточного побережья от потенциальной агрессии с стороны Республики Китай (Тайвань).
Непосредственно в боевых действиях Морская Милиция была использована уже в 1974 году во время битвы за Парасельских острова . Ее роль заключалась в транспортировке на острова подразделений НОАК. Результатом этой операции была капитуляция сил Южного Вьетнама и оккупация островов КНР. Это создало прецедент, поскольку использование рыболовного флота в военных действиях не спровоцировало силовой ответ со стороны США, несмотря на то что агрессия была направлена против союзника американцев. С этого момента Пекин стал активно использовать морскую милицию
Традиционно , руководство КНР использует ММ НОАК для поддержки стратегических морских операций в разных случаях . Суда морской милиции бросаются на выполнение боевых задач при необходимости помешать свободе операций оппонента. Рыболовный флот в этом случае движется «роями». Можно вспомнить случай с USS Lassen под время проведения Операции с обеспечения свободы мореплавания у островов Спратли в октябре 2015
Далее морская милиция ВМС Китая привлекается к перемещению подразделений и обеспечения десантных операций на острова , которые являются спорными территориями. Нельзя сбрасывать со счетов и разведывательную и вспомогательную деятельность в пользу ВМФ НОАК: агрессивные действия против рыболовных судов других стран (до потопления таких судов в результате тарана), блокировки деятельности других стран в районах, на которые претендует КНР. ( Инцидент с нефтедобывающей платформой Haiyang Shiyou в 2014 году ).
Проблемой для регулярных Военно-Морских флотов при столкновения с подобной активностью ММ НОАК является легальность использования силы . Рыболовные суда имеют ярко выраженный гражданский вид и согласно международному праву их запрещено атаковать под время военных операций . В то же время, эти рыболовные суда выполняют военные функции, действуют в интересах морской политики КНР. После выполнения боевой задачи они очень быстро могут возвращаться к своей мирной деятельности в рамках одного и того же выхода в море. Такая « гибридная » тактика сильно затрудняет создание правил и инструкций для командиров ВМС и Береговой охраны Тайваня и США.
Петр Куценко
Читайте нас: