Работники кино трудились в эти годы наравне со всем народом, приближая своим творчеством общую победу. Фронтовые операторы оставили миру уникальные кадры военной кинохроники. Яркая плеяда талантливых сценаристов и режиссеров, операторов и артистов выпустила сотни кинокартин
А что на фронте? Это вопрос волновал каждого в годы войны. Самую животрепещущую тему освещала фронтовая кинохроника. 250 кинооператоров побывали на месте сражений, из них почти 50 человек погибли на передовой. Они запечатлели на пленке кадры, которые без прикрас доносили всю правду о страшной войне.
В те годы документалисты трудились круглые сутки. В Москве на Киевском вокзале работала студия «Союзкинохроника», в которой непрерывно обрабатывалась пленка, полученная из «горячих» точек. Эти кадры ждала вся страна, поэтому отдыхать бригадам документального кино было некогда.
В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15-ти фронтовых операторов. На подлинных кадрах – жизнь и борьба, фронт и тыл, смерть и разгром, победа и поражение.
В своих воспоминаниях И. Копалин рассказывал, что работали над фильмом сутками, в суровые декабрьские дни - в нетопленных комнатах монтажа. Этот труд был высоко оценен правительством Советского Союза, авторы получили Сталинскую премию. В США фильм показали в 1943 году под названием «Москва наносит ответный удар». Уникальная документальная история о трагедии и героизме советского народа не оставила равнодушной Американскую киноакадемию: впервые русские документалисты удостоились «Оскара».
Цех игрового кино не отставал от бригад документальных фильмов. Уже в первые месяцы войны режиссеры и сценаристы перестроились на короткометражки, выпуская боевые киносборники. Первый БКС вышел 2 августа 1941 года в Москве, последний, тринадцатый сборник выпустили в 1942 году в Алма-Ате. Каждый сборник включал несколько игровых новелл. Стиль короткометражных эпизодов был разнообразен: от героических сцен до сатирических зарисовок.
В создании новелл участвовали знаменитые кинематографисты того времени: С.Герасимов, Г.Козинцев, Л.Трауберг, Г.Александров, С.Юткевич и другие. На экране - знаменитые и любимые артисты довоенного времени: Борис Чирков, Вера Марецкая, Эраст Гарин, Борис Бабочкин. Они вдохновляли, настраивали на победу, помогали преодолевать тяжелые испытания. Боевые киносборники немедленно отправлялись на передовую, к солдатам и офицерам. Их там ждали, как никогда.
Художественные фильмы военного времени тоже стали ответным ударом на выпады жестокого врага. На смену кинокомедиям 30-х годов пришли картины, воспевающие любовь к родине, матери, жене. Первый полнометражный фильм «Секретарь райкома» Ивана Пырьева рассказывает о героизме партизанского отряда.
Примечательно, что главными героями фильмов тех лет стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л.Луков), крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марк Донской), верная жена («Жди меня» А.Столпер, Б.Иванов), дети военного времени («Жила-была девочка» B. Эйсмонт). Эти темы волновали каждого русского человека, они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до конца. Только в конце войны на экранах появились полководцы («Великий перелом» Ф.Эрмлер).
Андрей Горшков
Читайте нас: