Цифры, приводимые апологетами тезиса о «чрезмерной цене Победы», говорят об их скудных знаниях закономерностей вооруженной борьбы и игнорировании исторического опыта войн.
“ Победу одержал тот, кто лучше воевал, – Красная армия, а цену за это она заплатила высокую, но не чрезмерную ”
В 1993 году большой коллектив военных историков во главе с генерал-полковником Григорием Кривошеевым опубликовал книгу «Гриф секретности снят», в которой на основе обширного статистического материала была показана сопоставимость безвозвратных потерь Красной армии и вермахта 1,3:1 (в пользу последнего) на советско-германском фронте. Напомним: безвозвратные потери включают погибших, умерших, попавших в плен и пропавших без вести. Этот вывод был повторен авторским коллективом в книгах «Россия и СССР в войнах ХХ века», вышедшей в 2001 году, и «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь», изданной в 2009 и 2014-м. Однако ряд авторов, пишущих о людских потерях в войне, доводы упомянутых трудов отвергли и обнародовали свои пропорции: Л. Лопуховский, Б. Кавалерчик – 3,4:1, А. Мерцалов, Л. Мерцалова – 5,1:1, В. Первышин – 7,3:1, Б. Соколов – 10,3:1. Между тем статистика основных межгосударственных войн ХIХ и ХХ веков свидетельствует о четкой зависимости между их итогами и потерями сторон. Она может быть сформулирована следующим образом: относительные безвозвратные потери (то есть отношение безвозвратных потерь армии к общей численности ее военнослужащих, принимавших участие в войне) победившей армии всегда меньше относительных безвозвратных потерь побежденной.
Согласно указанной закономерности максимальным значением соотношения безвозвратных потерь Красной армии и вермахта на советско-германском фронте является 1,5:1. То есть РККА не одержала бы победу в войне, если бы ее безвозвратные потери превышали потери вермахта более чем в полтора раза.
Определение реальной пропорции осложняется тем, что существующие массивы исходных данных недостаточно полны и достоверны. Поэтому были определены две группы интегральных оценок безвозвратных потерь: основные, подсчитанные методами, имеющими наименьшую погрешность (для РККА – по данным списочного учета, для вермахта – по статистической выборке), и граничные, полученные в результате обобщения оценок, произведенных четырьмя балансовыми методами и устанавливающих предельно возможные нижнюю и верхнюю границы безвозвратных потерь на советско-германском фронте («коридор» оценок). Результаты подсчетов приведены в таблице.
Данные убедительно демонстрируют, что о многократном превышении потерь Красной армии над немецкими не может быть и речи. Согласно представленным в таблице основным интегральным оценкам безвозвратные потери РККА и вермахта на советско-германском фронте сопоставимы по величине, а граничные показывают, что из-за недостаточности, недостоверности и противоречивости исходных данных нельзя даже со всей определенностью сказать, были ли потери Красной армии больше или меньше, чем у вермахта.
Вполне возможно, что представленные интервальные оценки по мере появления новых документов, статистических материалов, результатов исследований будут уточняться, корректироваться в ту или иную сторону, но какими бы ни были поправки, они не приведут к радикальному изменению: соотношение безвозвратных потерь Красной армии и вермахта на советско-германском фронте в принципе не может превысить значения 1,5:1.
Все стенания историков, публицистов и политиков о «чрезмерной цене Победы», о «горе трупов, которыми мы завалили немцев», о том, что «Великая Победа была одержана ценой невероятно высоких и неоправданных потерь», представляют собой образцы ненаучной фантастики и не имеют никакого отношения к действительным результатам советско-германского противостояния. Победу в жесточайшей из войн одержал тот, кто лучше воевал, – Красная армия, а цену за это она заплатила высокую, но не чрезмерную.
Читайте нас: