На фотографии три Героя Советского Союза, три кавалера ордена Партизанской звезды 1-й степени несуществующей ныне Югославии, три авиатора, три друга. Вглядитесь в эти лица. Фотография любительская, сделана мной на стадионе «Динамо» в мае 1975 года во время празднования 30-й годовщины Великой Победы.
Всем троим звание Героя Советского Союза присвоено одним Указом Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм. Номера медалей «Золотая Звезда» – 5284, 5280 и 5279 соответственно. Тогда им было: капитану Михаилу Михайловичу Кириллову – 34 года, капитану Федору Сильвестровичу Румянцеву – 29 лет, майору Александру Дмитриевичу Давыдову – 35 лет. На фотографии они так и стоят (слева направо). Первые два – штурманы, третий – пилот. У всех схожие судьбы.
Михаил Кириллов (1911–1984) окончил семь классов, потом техникум. В 1931 году прошел курсы летнабов-аэрофотосъемщиков, работал по специальности в «Госаэрофотосъемке». За спиной участие в изысканиях Байкало-Амурской магистрали, съемка строительных площадок для Комсомольска-на-Амуре, Норильска, Советской Гавани. Семерым бамовцам в годы войны было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Но большинство из них не увидели День Победы.
“ Летали «челноками» от Винницы до итальянского Бари, ночью, над горной местностью, без ориентиров ”
Участник Великой Отечественной с августа 1942 года. Воевал в авиации дальнего действия штурманом корабля, звена, эскадрильи, полка. Прокладывал боевые маршруты над территорией Нечерноземья, Крыма, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Польши, Финляндии, Германии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Австрии. К августу 1944-го Кириллов имел звание капитана и возглавлял штурманскую службу авиационного полка. К октябрю 1944 года совершил 165 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений его войск. С октября 1945-го майор Кириллов в запасе. Работал в полярной авиации. Стал пионером аэрофотосъемки шестого континента – Антарктиды, Южного и Северного полюсов. 8 января 1956 года состоялся первый полет в Антарктиде на вертолете Ми-1, во время которого было выбрано место и начато строительство станции. Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов руководил всей экспедицией, Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный – авиационным отрядом, в составе которого работал и штурман Кирилов.
Федор Румянцев родился в 1916 году в селе Рождествено (ныне Каширский район Московской области). Окончил семь классов школы в Калуге, затем Московский авиационный техникум Гражданского воздушного флота, после чего работал в «Бамтранспроекте» – проводил аэрофотосъемку будущего БАМа в Забайкалье. В конце 1941 года он узнал, что его родственников в Калуге расстреляли немецкие оккупанты. Но только в 1942-м после неоднократных рапортов был направлен штурманом в авиацию дальнего действия (АДД). К августу 1944-го гвардии капитан Федор Румянцев был штурманом эскадрильи 22-го гвардейского авиаполка 5-й гвардейской авиадивизии 4-го гвардейского авиакорпуса АДД СССР. К ноябрю того же года совершил 196 боевых вылетов, из которых порядка 60 на спецзадания. Они были связаны с доставкой различных грузов югославским партизанам. Летали «челноками» – от Винницы до итальянского Бари – туда и обратно (операция «Славянский мост»). Это были ночные полеты над горной безориентирной местностью продолжительностью 10–12 часов. Немало могил советских летчиков появилось на этом маршруте. В 1944-м АДД потеряла 696 самолетов.
Были и задания по обеспечению грузами Словацкого национального восстания, а также полеты с членами Коминтерна в различные страны, за что в документах Румянцева есть записи более чем о десяти благодарностях от Верховного главнокомандующего.
24 июня 1945 года Федор Румянцев прошел в строю Парада Победы по Красной площади Москвы. После войны продолжил службу в Советской армии. Окончил Военно-воздушную академию, после чего много лет находился на дипломатической службе. В 1970-м в звании полковника ушел в запас и стал преподавать штурманское дело в авиационном техникуме, который когда-то сам и окончил. Написал несколько пособий по штурманскому делу. Скончался в декабре 1988 года.
Александр Давыдов, самый старший из тройки Героев (1910–1985), с августа 1941-го, будучи летчиком высокого класса, участвовал в боевых вылетах в составе авиационной группы особого назначения при Генеральном штабе Красной армии. Капитан Давыдов одним из первых начал совершать посадки в тылу противника. В первые месяцы войны его самолет 27 раз производил посадки в тылу врага, доставляя партизанам боеприпасы и вывозя раненых. С июля 1942-го он стал летать на американском бомбардировщике В-25 «Митчелл», поступившем по ленд-лизу (
С июня 1944 года воевал командиром эскадрильи 337-го авиаполка дальнего действия. Был включен в созданную группу по оказанию помощи Югославской народно-революционной армии. Его экипаж стал одним из первых начавших полеты в Югославию. Давыдов до войны был, как и многие в АДД, пилотом гражданской авиации. Во время Великой Отечественной – командир эскадрильи. К маю 1945-го гвардии майор Давыдов совершил более 320 боевых вылетов, основную часть (289) – по ночам.
Заслужил двадцать наград, из них пять орденов Красного Знамени. За свою летную жизнь пробыл в воздухе свыше семи тысяч часов, 1500 – в ночное время, более тысячи часов – днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Налетал около двух миллионов километров. В ноябре 1956-го подполковник Давыдов был уволен не очень красиво в запас, после чего продолжил работу «на гражданке».
Такими были три друга, три Героя Советского Союза.
Если вы хотите поделиться с читателями «ВПК» своей фотографией с боевой историей, пишите на
Читайте нас: