Окончание статьи «
«Катапульта» заработала уже 3 июля 1940 года, то есть через 10 дней после франко-германского перемирия. Прежде всего были захвачены французские корабли, находившиеся в тот момент в английских базах Плимут и Портсмут (2 линкора, 10 лидеров и эсминцев, 7 подводных лодок, около 200 других), а также в Египте – в Александрии (1 линкор, 4 крейсера, 3 миноносца, 1 субмарина). Эта часть операции прошла достаточно гладко.
На французские корабли, стоявшие в британских ВМБ, на рассвете прибыли большие группы английских военнослужащих. Каждому командиру корабля был вручен ультиматум с требованием сдать боевую единицу. Почти все, заявив протесты, тем не менее подчинились. Стычка произошла только на борту подлодки «Сюркуф» (по данным Черчилля, погибли британский старшина и один французский моряк, два английских офицера и матрос получили ранения).
В Александрии все обошлось без силовых акций и потерь благодаря личной дружбе между британским адмиралом Эндрю Каннингхэмом и его французским коллегой Рене-Эмилем Годфруа. 5 июля командующие эскадрами договорились, что корабли ВМФ Франции освободятся от запаса горючего, снимут важнейшие части с орудийных механизмов и не уйдут в море. Каннингхэм, в свою очередь, обязался не предпринимать попыток насильственного захвата подчиненных Годфруа боевых единиц. Столь же мирно обошлось дело в Вест-Индии. Базировавшиеся в тамошних ВМБ два французских крейсера и авианосец «Беарн» были нейтрализованы благодаря вмешательству президента США Франклина Рузвельта.
Совсем иначе развивались события в Мерс-эль-Кебире (Алжир), где находились два новых однотипных французских линейных крейсера «Дюнкерк» и «Страсбург», два старых линкора «Прованс» и «Бретань», 6 эсминцев, авиатранспорт, несколько подлодок. Рано утром к французской ВМБ подошла оперативная группа «Н» британских ВМС в составе линкоров «Вэлиент» и «Резолюшн», линейного крейсера «Худ», авианосца «Арк Ройал», двух крейсеров и 11 эсминцев. Возглавлявший соединение вице-адмирал Джеймс Сомервилл послал командиру французской эскадры вице-адмиралу Марселю-Бруно Жансулю в качестве парламентера бывшего военно-морского атташе в Париже и друга французского флотоводца капитана 1 ранга Холланда. Он вез требования, суть которых вкратце была такова: либо идти вместе с англичанами и продолжать сражаться против Германии и Италии, либо направиться в один из британских портов или французских портов Вест-Индии, либо потопить свои корабли в течение шести часов.
“Впервые после наполеоновских войн британские корабли открыли огонь по французским”
Одновременно британские самолеты установили минное заграждение, чтобы французская эскадра не покинула свою базу. Переговоры продолжались целый день и окончились неудачей: Жансуль счел пункты полученного послания унизительными, а потому неприемлемыми. В 17.56 впервые после наполеоновских войн британские корабли открыли огонь по французским.
Артиллерийский бой продолжался примерно четверть часа. Флагманский «Дюнкерк» успел выпустить по англичанам 40 330-мм снарядов, однако без особого успеха. Сам же получил три прямых попадания 381-мм снарядами. Первый угодил во вторую башню главного калибра, что вызвало пожар, в котором погибла вся обслуга правой полубашни. Второй пробил броневую палубу, несколько противоосколочных переборок и взорвался в вентиляционном отсеке, вызвав большие разрушения. В результате прекратилась подача электроэнергии, вышла из строя система управления огнем. Третий снаряд поднырнул под броневой пояс, пробил тонкие конструкции подводной защиты и взорвался при ударе в противоторпедную переборку. Носовое машинное и два котельных отделения были разрушены, в них возник пожар, оказались перебитыми главный паропровод и кабели электросети. Адмирал Жансуль приказал посадить линейный крейсер на мель. Чтобы избежать затопления, такое же решение принял и командир поврежденного линкора «Прованс».
Куда трагичней была судьба линкора «Бретань»: он взорвался, при этом погибли 997 членов его экипажа. Всего же тот день стал последним для почти 1600 французских моряков.
Удалось уйти только линейному крейсеру «Страсбург» и пяти эскадренным миноносцам (при этом «Матадор» получил повреждения): они сумели вырваться из гавани, избежав попаданий тяжелых снарядов, отразили атаки английской палубной авиации и прибыли в Тулон.
Упустив «Страсбург», английские летчики отыгрались за эту неудачу на беспомощном «Дюнкерке». 6 июля торпедоносцы с «Арк Ройала» совершили успешный налет и поразили двумя торпедами стоявший у борта линейного крейсера сторожевик. Находившиеся на нем глубинные бомбы сдетонировали, и страшный взрыв буквально разорвал правый борт «Дюнкерка» на протяжении 40 метров.
За ударом по Мерс-эль-Кебиру 8 июля последовало нападение ВМС Великобритании на Дакар, куда 23 июня зашел новейший французский линкор «Ришелье». Здесь главную роль играли авианосец «Гермес», линкоры «Резолюшн» и «Бархэм». На сей раз первыми в бой ринулись пилоты с «Гермеса». Торпеда с одного из самолетов разорвалась под днищем «Ришелье» и вызвала сильные повреждения. Потом открыли огонь британские линейные корабли и добились, в свою очередь, нескольких попаданий...
В ходе операции «Катапульта» англичане потопили, повредили и захватили 7 линкоров, 4 крейсера, 14 эсминцев, 8 подлодок ВМФ Франции. В ответ правительство маршала Филиппа Петэна разорвало дипломатические отношения с Великобританией, а французская авиация даже пыталась бомбардировать Гибралтар (без особого, впрочем, успеха). Черчилль торжествовал и не скрывал гордости за содеянное даже после окончания Второй мировой войны. «Устранение французского флота, как важного фактора, почти единым ударом, с помощью насильственных мер, – вспоминал сэр Уинстон, – произвело глубокое впечатление во всех странах. Это сделала Англия, которую многие сбросили со счетов, думая, что она беспомощна; Англия, которая, как полагали иностранцы, трепещет на грани капитуляции... Англия нанесла жестокий удар по своим вчерашним друзьям и обеспечила себе временное бесспорное господство на море. Стало ясно, что военный кабинет ничего не страшится и ни перед чем не остановится».
Разумеется, французские моряки не успели забыть трагические события...
Остается сказать несколько слов о дальнейшей судьбе некоторых кораблей – «главных действующих лиц» разыгравшейся в июле 1940-го драмы. Линейный крейсер «Худ» погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк». Авианосец «Арк Ройал» был потоплен 14 ноября 1941-го немецкой подводной лодкой U-81. А 25-го числа того же месяца и года отправился на дно линкор «Бархэм», торпедированный германской субмариной U-331.
Чуть более трех недель спустя линкор «Вэлиент» и однотипный с ним линейный корабль «Куин Мэри» были подорваны в Александрии итальянскими подводными диверсантами, после чего война для них закончилась.
Авианосец «Гермес», переведенный в Индийский океан, 9 апреля 1942 года уничтожили самолеты японской палубной авиации.
Линкор «Прованс» и линейный крейсер «Дюнкерк» отремонтировали, и они совершили переход в Тулон. Но когда германские войска в ноябре 1942-го приступили к оккупации Южной Франции, «Прованс» был затоплен собственным экипажем, как и ускользнувший от англичан «Страсбург». «Дюнкерк» взорвали в сухом доке...
«Ришелье» в феврале 1943 года отправился для ремонта и модернизации в США. Линкор принял участие в боевых действиях против Японии в конце Второй мировой войны. С 1956-го находился в резерве. Исключен из состава ВМФ Франции в 1965 году. Сражались на стороне антигитлеровской коалиции и почти все перешедшие под контроль британцев французские корабли, в том числе упомянутая подлодка «Сюркуф» (погибла 19 февраля 1942 года).
Читайте нас: