Любая война обычно сопровождается появлением множества людей, критикующих действия своего руководства, «точно знающих», что надо делать для быстрого и решительного успеха и дающих множество непрошеных советов.
Изредка среди таких «советчиков» попадаются действительно толковые люди, способные предложить нечто дельное. Но в подавляющем большинстве случаев советовать и критиковать берутся те, кто имеет самое смутное представление о происходящем, но зато обладает буйной фантазией.
В разных странах мира накоплен богатый опыт борьбы с такого рода «советчиками».
Вот, например, как решали этот вопрос во время осады Порт-Артура оборонявшие крепость русские и осаждавшие ее японцы.
Генерал-лейтенант Стессель, руководивший обороной, вынужден был написать приказ № 237: «Всякий день почти я получаю глупые анонимные письма, большей частью даже неграмотные; письма эти наполнены всякими вздорными советами; советы эти вызваны трусостью и боязнью за свою шкуру; мне и времени-то нет читать подобные глупости. Если мне удастся хотя одного подобного писаку узнать и точно установить, что писано им, я объявляю, что выселю его вон из области за Цзиньчжоу и пусть несет свои советы японцам. Заявление, прямо обращенное ко мне, а не аноним, я всегда выслушиваю; за глупое заявление, разумеется, прогоню; за аноним же, если, повторяю, узнаю, буду поступать, как выше указано».
Стессель не пытался бороться со всеми советчиками – он хотя бы анонимов пытался утихомирить…
Вряд ли генерал осуществил свою угрозу. Сообщений о выселении зловредных писак - анонимов к японцам в истории осады Порт-Артура обнаружить не удалось.
А вот многим японским «писакам» пришлось пострадать за свои суждения. Тяжелые потери под Порт-Артуром и затянувшаяся его осада вызывали крайне негативную реакцию в японском обществе. Постоянно звучали критические замечания относительно действий японской армии, и сыпались советы – как легко и быстро Порт-Артур взять. Но для борьбы с критиками и советчиками японское правительство придумало чрезвычайно эффективный и остроумный способ.
Из воспоминаний участника обороны: «После страшного обстреливания японцы в течение двух суток вели беспрерывный штурм. Некоторые из них были одеты в какие-то фантастические доспехи и костюмы. Все атаки отличались удивительной храбростью и упорством. Как я узнал впоследствии, в этом штурме принимали участие лучшие фамилии самураев и масса волонтеров.
Все это были люди, которые слишком громко и открыто высказывали свое недовольство медлительностью действий японской армии, осаждающей Порт-Артур. На это Микадо (император - М.К.) им весьма остроумно предложил принять самим лично «активное» участие в осаде Порт-Артура, вместо того, чтобы кричать и выражать свое неудовольствие. Вот этим-то недовольным и досталось… от наших солдатиков при штурме Высокой горы. Немногие из них вернулись домой, и число крикунов в Японии сильно поуменьшилось... Не худо было бы, чтобы и наше правительство имело в виду этот остроумный способ избежать критики».
Увы, на такой шаг правительство России в самые разные политические эпохи так никогда и не пошло. Не принято у нас так с непрошеными советчиками обращаться, менталитет другой. Да и не пошли бы наши «я лучше знаю, как надо» ни в какую атаку, не потрясли бы удивительной храбростью и упорством…
Читайте нас: