Этот день в истории - 24 Апреля
Вести недели с Дмитрием Киселевым от 23.04.17
Франция: Макрон, по прозвищу «кандидат от Ротшильдов», опережает Ле Пен
Observador: Коммунистическая революция в самой свободной стране мира
МВФ зачистит стариков Украины как класс
Недемократичная война за демократию
Подземное убежище Сталина
Позиции Орбана в Венгрии прочны
Донецк: три года на войне-2
Deutsche Welle: Куда ведет европейцев новое общественное движение «Пульс Европы»?
Украина не готова арестовать транзитный газ Газпрома
Зачем премьер-министру Великобритании досрочные выборы?
Интригующая политика ЕС: кто станет президентом Франции?
Если нечто крякает как утка, плавает как утка и выглядит как утка, то это, вероятно, утка и есть
Профессионализм против маразма. Представитель РФ при ООН загнал в угол украинского оппонента
Дамаск: Башар Асад обвинил Запад в пособничестве террористам
В ЛНР подорвался автомобиль ОБСЕ, погиб один сотрудник миссии
Последний вздох оборонки. Харьковский бронетанковый «возрождает из пепла» музейные экспонаты
Зачем бомбардировщики РФ в небе над Аляской?
Позорные пуски американских ракет по Солнцепёку и танку Т-90
Этот день в истории - 23 Апреля
Человек, который выдумал Украину и ее историю
Jyllands-Posten: Призрак Путина во французской избирательной кампании
Закапывая Ленина, вспомните о Мао
Politiken: Солдат НАТО подготовят к русским «сладким ловушкам»
Модернизация «Адмирала Кузнецова» 40 млрд. не ограничится
Le Monde: Большинство сирийцев поддерживают Асада
ПВО Москвы: «Атака истребителей и вертолетов отбита»
Мертвая петля «Антонова»
В Крыму установили памятник бывшему президенту США
Принципы бурения: власти США не разрешили ExxonMobil работать в России
«Адмирал Кузнецов» в ходе ремонта вооружат ракетным комплексом «Калибр»
Десять талибов, ВВС США и методички НАТО: Уверенная победа террористов
КНДР пригрозила ядерным ударом Австралии
На Украине потребовали ввести санкции против «Яндекса»
США хотят наладить переговоры по Украине с Россией. Киев просят не мешать
Танк Победы: как ИС-2 немецких «Тигров» истреблял
Мечты об этнических чистках закончатся эшелонами гробов
Захарченко: Судьба Минска-2 изменится после выборов во Франции
Ша, Одесса: Киев снова готовится к волнениям в приморском городе
Курды уничтожили трех командиров ИГ, бои за позиции на севере Хамы
Ницой предупреждает о создании ЗНР и о потере Украиной Закарпатья
Верховная Рада не смогла испортить День Победы
Дом без дома? Пора более чётко определиться с положением русских в России
Химический прокол АТО. Донни, когда «Томагавки» накроют ВСУ?

«    Апрель 2017    »
17181920212223
» » Данные, собранные аппаратом Rosetta, заставили ученых переосмыслить гипотезу появления воды на Земле

Комета 67P

В самом начале процесса ее формирования Земля постоянно подвергалась "бомбардировкам" из космоса. А энергии от столкновений с достаточно массивными космическими телами было достаточно для того, чтобы испарить всю воду и рассеять получившийся водяной пар в окружающем космическом пространстве. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что молодая Земля была совершенно не похожа на тот сине-голубой "мраморный" шарик с обширными океанами и достаточно толстой атмосферой, который можно сейчас увидеть на многочисленных снимках, сделанных из космоса.

Ученые, которые занимаются изучением Земли и других планет Солнечной системы, уже очень давно задаются вопросом, откуда же взялась вся вода, которая находится сейчас в земных океанах, морях, озерах и реках? Согласно имеющейся теории, со временем темп космических "бомбардировок" поверхности Земли постоянно снижался, пока не был достигнут тот момент, когда энергии от столкновений стало недостаточно для испарения и рассеивания всей воды с поверхности планеты. И после этого все космические объекты, в составе которых находился лед, вносили свою лепту в наполнение водой земной поверхности.

Оказывается, что кандидатов на роль космических "водовозов" не так уж и много, этими объектами могут быть или кометы, или ледяные астероиды. И сейчас, благодаря данным, собраннымкосмическим аппаратом Rosetta на комете 67P, кометы Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), главными кандидатами являются именно астероиды.

Исследования источников происхождения воды являются достаточно сложным делом. Но в Солнечной системе имеется один фактор, существенно облегчающий эту задачу - это концентрация дейтерия, более тяжелого изотопа водорода. В области системы, которая находится ближе к Солнцу, некоторые процессы, связанные с солнечным излучением, приводят к превращению дейтерия в обычный водород, значительно снижая концентрацию дейтерия. Возле удаленных от Солнца космических тел наоборот наблюдается повышенная концентрация тяжелого изотопа водорода, а данные, собранные несколькими космическими аппаратами, указывают на то, что между концентрацией дейтерия и удаленностью от Солнца существует практически линейная зависимость.

Количество дейтерия в воде земных океанов идеально вписывается в общую тенденцию, что, в свою очередь, указывает на то, что земная вода была получена от космических тел, находившихся неподалеку от Земли. И это указывает на астероиды как на основной источник, наполнивший Землю водой, ведь в составе комет, которые формируются на самых окраинах Солнечной системы, наблюдается повышенная концентрация дейтерия. Для справки, этот факт был полностью подтвержден исследованиями материала хвоста кометы Галлея (1P/Halley), которая была достаточно хорошо изучена при помощи нескольких космических аппаратов.

Но подобные измерения концентрации дейтерия у двух других комет, 103P/Hartley и 45P/Honda-Mrkos-Pajdusakova, "обитающих" в районе Юпитера, показали, что концентрация дейтерия в их материале практически не отличается от подобного показателя воды земных океанов. Это открытие послужило тем, что заставило ученых снова начать рассматривать кометы в качестве кандидатов на источник воды на Земле.

И недавно, исследовательский космический аппарат Rosetta Европейского космического агентства, при помощи своего высокочувствительного инструмента ROSINA получил новые данные, которые, с одной стороны, запутали ученых еще больше, а с другой стороны - внесли в это дело большую ясность. ROSINA - это массовый спектрометр, который может определить различные химические элементы по из атомной массе. Чувствительности этого инструмента вполне достаточно для того, чтобы обнаружить различие между изотопами водорода и изотопами кислорода, входящих в состав молекул воды. Более того, когда инструмент ROSINA был активирован после длительного бездействия, он смог обнаружить следы молекул воды, которые продолжали испаряться с поверхности космического аппарата спустя 10 лет пребывания последнего в космосе. Также спектрометр ROSINA зарегистрировал наличие следов реактивного топлива и небольшое количество молекул смазки, используемой в некоторых механизмах космического аппарата.

Но, как только аппарат Rosetta сблизился с кометой 67P на расстояние 100 километров, датчики инструмента ROSINA практически перестали регистрировать вышеупомянутые химические соединения, сигналы от которых ушли на уровень шумов на фоне доминирования основных сигналов от материала кометы. Получаемые данные показали, что концентрация дейтерия в материале кометы 67P в три раза превышает концентрацию в воде земных океанов. И это полностью ставит крест на идее того, что кометы могут быть источником появления воды на Земле.

Данное открытие оставляет ученых-планетологов в достаточно затруднительном положении. Вполне возможно, что среди всех комет, "населяющих" Солнечную систему, некоторая часть содержит нормальное количество дейтерия. Но некоторые из комет содержат аномально высокую концентрацию тяжелого водорода, что указывает на различное происхождение этих комет, и это является подтверждением тому, что основная часть воды была доставлена на Землю при помощи астероидов, находившихся в свое время с Землей по соседству.

Следует отметить, что данное открытие было сделано благодаря включению в работу всех инструментов аппарата задолго до того, как аппарат Rosetta добрался до кометы и послал на ее поверхность спускаемый модуль Philae. Последовавшая за этим череда не очень удачных событийпослужила причиной задержки обработки уже собранных данных, до которых у ученых миссии "дошли руки" только в последнее время.