На фоне давления со стороны США на Кубу и Никарагуа правительство 80-летнего Даниэля Ортеги и вице-президента Росарио Мурильо отменило безвизовый режим для граждан Кубы, имевших обыкновение прибывать в Манагуа или пересекать южную границу с Коста-Рикой, следуя по миграционному маршруту в США. «Начиная с этой даты, все граждане Республики Куба с обычными паспортами изменили свою иммиграционную категорию с A (безвизовый режим) на категорию C (получение визы бесплатно)», – говорится в официальном положении.
Отмена безвизового режима – одна из ряда уступок, на которые пришлось пойти сандинистским властям после похищения и ареста американцами венесуэльского лидера Николаса Мадуро, главного политического союзника Манагуа наряду с Кубой. Неясно, был ли этот шаг прямым требованием администрации Трампа, в частности через госсекретаря Марко Рубио, или же односторонним решением Ортеги и Мурильо, нацеленным на избежание возможных санкций со стороны Белого дома. Вашингтон начал оказывать персональное давление на Мурильо, которого считает фактическим лидером режима. 30 января Госдепартамент открыто поставил под сомнение концепцию «совместного президентства», назвав ее «придуманным» механизмом консолидации власти без легитимности, полученной в результате выборов. Данное заявление ознаменовало явный сдвиг в позиции США, также отражающийся в действиях конгресса, где законодатели-республиканцы открыто критикуют Мурильо и продвигают инициативы по расширению санкций. В Вашингтоне считают, что давление на истинную опору власти, а не только на историческую фигуру Ортеги может подорвать сплочённость правящего круга в период региональной перестройки. В январе в Вашингтон отправился министр иностранных дел Никарагуа Деннис Монкада в попытке наладить диалог с администрацией Трампа. Увенчались ли эти усилия успехом – сказать затруднительно.
В ноябре 2021 года правительство Никарагуа ввело безвизовый режим для граждан Кубы, аргументируя это гуманитарной мерой в связи с пандемией COVID-19. Эффект не заставил себя ждать: по официальным данным Департамента иммиграции и иностранных дел, в декабре того же года в Никарагуа въехали более 6 тысяч кубинцев. С тех пор центральноамериканская страна закрепила за собой статус стратегического пункта въезда для кубинцев, стремящихся эмигрировать в США. В феврале 2024 года, ещё при Байдене, США расширили визовые ограничения для операторов воздушного, наземного и морского транспорта, которые способствовали переброске мигрантов в Никарагуа. В марте 2024 года были приняты меры в отношении руководителей чартерных авиакомпаний, связанных с этой деятельностью. Наконец, в ноябре 2025 года Госдепартамент объявил об аннулировании виз и новых ограничениях в отношении никарагуанских предпринимателей, обвиняемых в содействии нелегальной иммиграции в США.
В середине января сенатор-республиканец Рик Скотт, явно не без разрешительной отмашки из Белого дома, заявил, что не только Куба, но также Никарагуа и Колумбия обречена на прямое вмешательство со стороны США в духе неизбывной доктрины Монро XXI века.
Поскольку «США намерены взять под контроль Латинскую Америку. После событий в Венесуэле Вашингтон намерен заняться вопросами, прежде всего, Кубы и Никарагуа, тем более что в этих странах демократические (иными словами подрывные. – Прим. ред.) процессы набирают силу». Соответственно, «мы установим порядок на Кубе, Никарагуа тоже станет нашей».
Сенатор вполне предметно талдычит, что, дескать, «перемены в Венесуэле – это только начало. Затем США планируют стабилизировать ситуацию на Кубе и в Никарагуа, а в следующем году у нас в Колумбии будет новый президент». Таким образом, в Вашингтоне держат на прицеле президента Густаво Петро, ибо поныне раздражены осуждением Боготой американской политики в отношении Венесуэлы, Кубы, как и несогласием Колумбии с американской оккупацией колумбийских центрально-карибских островных рифов Серранилья и Бахо-Нуэво. От других островных притязаний Вашингтон отказался в 1972 г., подписав тогда же по этому вопросу с Колумбией специальный договор, однако Бахо-Нуэво и Серранилья по настоянию Вашингтона остались за рамками договора. Дело в том, что в Вашингтоне рассматривают их как «неинкорпорированную неорганизованную территорию США». А Венесуэла с президентства Чавеса, равно как и Куба с Никарагуа, признают суверенитет Колумбии на этих территориях. Но многочисленные и активно дооснащаемые в последние месяцы военные объекты США в регионе, в том числе в той же Колумбии, Панаме и Гондурасе, – вполне реальная угроза для стран-раздражителей для США в этом регионе.

Острова Маис (Никарагуа)
Появлялись также сообщения, что в США раздражены периодическим реэкспортом никарагуанцами нефти и нефтепродуктов на Кубу, а потому планируют «блокирующий контроль» за карибскими портами Никарагуа Блуфилдс и Пуэрто-Кабесас. Один из экстремальных сценариев – возможное занятие никарагуанских островов Маис на юго-западе Карибского моря – невдалеке от Панамского канала. Не кто иной, как проамериканский диктатор А. Сомоса предпринял шаги к их досрочному возвращению в 1971 году из-под американской оккупации...
Кстати, администрация Д. Трампа недавно выдвинула жёсткие требования, касающиеся и Центральной Америки, к врио президента Венесуэлы Делси Родригес. Помимо ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией, в их числе – борьба с незаконным оборотом наркотиков; высылка агентов, враждебно настроенных к США; прекращение поставок нефти в ряд стран, включая Никарагуа; совместное с Белым домом недопущение реэкспорта нефти и нефтепродуктов через Центральную Америку. Не рассчитывая на чёткое соблюдение Каракасом своих ультимативных требований, администрация Трампа прорабатывает «добровольный» уход в ближайшее время Д. Родригес с поста президента.
Замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов отмечает, что, «во-первых, Трамп не постоит ни перед чем, чтобы обеспечить абсолютное доминирование США в Западном полушарии. Поэтому некоторые силовые акции, военные блокады могут продолжаться». По его словам, Трамп будет «последовательно искоренять антиамериканские режимы в Латинской Америке. Во-вторых, хозяин Белого дома доказал, что он достаточно легко соглашается на незаконное применение военной силы, когда это не грозит втягиванием США в войны».

Военные объекты США в Латинской Америке (первая половина 2020-х гг.)
На планы Вашингтона в отношении Никарагуа сказывается и укрепление её сотрудничества с РФ / ЕАЭС и межгосударственным объединением БРИКС. Так, в конце ноября 2025 г. парламент Никарагуа единогласно одобрил национальные нормативно-правовые акты по установлению прямых экономических взаимосвязей с Севастополем, Донецкой и Луганской народными республиками, Запорожской и Херсонской областями. На 2026 год планируется получение Никарагуа статуса страны-наблюдателя не только в ЕАЭС (как у Кубы), но и в БРИКС.
Ранее, в мае 2025 г., фактически «упразднено» автономное соглашение 2006 г. Никарагуа с США о «Свободной торговле» ввиду введения в США в отношении латиноамериканской страны 18,5-процентных импортных пошлин. В конце минувшего января Госдепартамент подтвердил готовность повысить их вскоре до 100 % и официально расторгнуть соглашение о свободной торговле. Такой политикой США также натравливают другие страны региона на Никарагуа, поскольку то соглашение с Манагуа – составная часть аналогичного пакета соглашений США со всеми испаноязычными странами Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика) и Доминиканской Республикой (2005 года). Более того, США угрожают вообще упразднить означенный документ из-за Никарагуа...

Проект канала через Никарагуа (в сравнении с Панамским)
Как представляется, немалая доля обеспокоенности Вашингтона мотивирована опасениями по поводу возможных подвижек в реализации давнего проекта Трансникарагуанского межокеанского канала (протяженностью 460 км), тем более что спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам взаимодействия с РФ Лауреано Ортега Мурильо в середине декабря 2024 г. пригласил Россию (как ранее и Китай) к реализации этого проекта, заявив, что «столь значимый для всего мира и, конечно, для нашей страны и ее соседей проект обязательно будет реализован».















