Пришли три полицейских в полном обмундировании и с оружием — звонки в Россию могут привести к неожиданным последствиям
Во время звонков с иностранных номеров в Россию абоненты сталкиваются со странными явлениями, пишет Yle. Иногда во время разговоров слышны помехи и другие голоса, при этом, если позвонить из-за границы с российского номера, проблем не возникает. Эксперт объяснил изданию, из-за чего это происходит.

Александра Пастухова (Aleksandra Pastukhova)
Многие русскоязычные, живущие за границей, сталкиваются со странными помехами во время звонков в Россию, которые наводят на мысли о прослушивании. Эксперт рассказывает, что происходит на самом деле.
Для многих русскоязычных проблемы со связью с Россией стали повседневной вещью из-за блокировки мессенджеров и перебоев со связью в РФ. Однако порой звонящие сталкиваются и с необычными явлениями во время разговоров: посторонние подозрительные звуки, ответы неизвестных людей и автоматизированных голосов. Подобные случаи вызывают у звонящих подозрения, что их прослушивают.
По следам статьи о подозрении в прослушивании разговоров с российской стороны, вышедшей в ноябре прошлого года, редакция Новостей Yle попросила своих читателей рассказать, сталкивались ли они с подобными ситуациями. Всего на вопросы ответило 209 человек.
Большинство людей, ответивших на опрос, предпочли не называть свою фамилию или остаться полностью анонимными. Несмотря на это, многие рассказы объединяли похожие ситуации и проблемы.
Двое респондентов согласились рассказать подробнее свои истории. Yle указывает в статьях только имя или измененное имя интервьюируемых, поскольку они продолжают ездить в Россию навещать родственников и не хотят последствий для себя или своих семей. Личность интервьюированных известна Yle.
Редакция Yle также поговорила с экспертом в области телекоммуникационных технологий и попросила его объяснить, как устроена система прослушивания телефонных разговоров в России.
Анастасии (имя изменено), живущей в Финляндии, чуть больше года назад нужно было проверить свои документы на недвижимость в России. В тот момент она находилась в отпуске в Испании, поэтому попросила свою пожилую маму сходить в квартиру и проверить бумаги. Она позвонила с мобильного телефона из-за границы на стационарный в квартире, чтобы помочь в поиске нужных документов. Через 10 минут в квартиру пришли представители правоохранительных органов.
— Пришли три полицейских в полном обмундировании и с оружием и говорят, что нам поступил сигнал, что в эту квартиру звонят из-за границы. Пройдя внутрь, они начали спрашивать: Кто вы? Что вы здесь делаете? Мама говорит, что это квартира моей дочери, я пришла посмотреть документы. Они попросили удостоверения личности моей мамы и брата, который там находился тоже, и продолжили расспрашивать.
Анастасия вспоминает: когда мама поинтересовалась, что произошло, сотрудники объяснили, что Ростелеком борется с мошенничеством. По их словам, подозрение вызвал разговор о документах по телефону — возникло предположение, что кто-то может пытаться заставить пожилого человека продать квартиру.
Удостоверившись, что все в порядке, полицейские удалились.
Анастасия также рассказала, что ее маме довольно часто пытаются звонить неизвестные люди, иногда используя изощренные методы. Однажды ей позвонила по WhatsApp* якобы ее внучка. Звонящий голосом внучки рассказал о проблемах с посольством в Финляндии, которые требовали срочного решения. Женщина заподозрила неладное и сразу позвонила родителям девочки. Внучка, конечно же, в это время находилась дома, а не в посольстве.
Максим Андроненков работает в сфере телекоммуникаций более 20 лет. За свою карьеру он проработал более 10 лет в компании Nokia в России и Финляндии, участвовал разработке и проектах по установке мобильных сетей в РФ и Узбекистане. Сейчас он занимает позицию менеджера по работе с клиентами (CSM) в немецкой телекоммуникационной компании Aconnic.
По словам Андроненкова, у операторов во многих странах должна быть техническая возможность предоставлять доступ к звонкам и данным клиентов в определенных случаях. В России такая система называется СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий), и она позволяет получить информацию об услугах, которыми пользуется абонент, вплоть до записи телефонного разговора. Доступ к управлению этими функциями сильно ограничен и контролируется как на стороне оператора, так и на стороне спецслужб.
Системы прослушивания, согласно описанному стандарту, устроены так, чтобы абонент не смог узнать, что за ним следят:
— Это обязательное условие, иначе все преступники сразу бы знали о прослушке и использовали бы другие способы коммуникации. Поэтому системы изначально делают так, чтобы абонент ничего не заметил. Однозначно сказать, что вас прослушивают, невозможно.
Прослушивание происходит выборочно, у операторов нет технической возможности слушать все разговоры. По словам Андроненкова, разговор обычно записывается автоматически, а затем анализируется, ведь невозможно предсказать, когда и что будет обсуждаться. Только недавно появились ИИ-решения, которые позволяют в реальном времени делать автотранскрипцию, но эксперт подчеркивает, что сами системы прослушки разрабатывались 20–30 лет назад, и таких технических возможностей тогда не было.
Российские банки предупреждают о новом виде мошенничества, с которым столкнулась и Анастасия: злоумышленники взламывают мессенджеры, получают доступ к голосовым сообщениям, обучают ИИ имитировать речь, а затем придумывают сценарии обмана для контактов жертвы.
Также с развитием ИИ голосовые помощники становятся новым инструментом борьбы с мошенниками. В настоящее время все крупные операторы России — Tele2, МТС, Beeline, "Мегафон" — предоставляют своим пользователям платную услугу ИИ-помощника, который может распознавать подозрительные звонки или принимать их вместо абонента, выясняя цель звонящего.
О похожих случаях в ноябрьской статье Yle рассказывали анонимные респонденты: на их звонок ответил незнакомый голос, который интересовался, кто звонит, и не отвечал на встречные вопросы.
В ноябре 2025 года Beeline запустил проект "Кибербабушка": при подозрительной активности звонящего система имитирует голос пожилой женщины, пытаясь отвлечь мошенников.
В то же время в свете проблем с телефонным мошенничеством в России, по словам руководства страны, разрабатывается запрет на входящие звонки из-за границы. Под блокировку или обязательную маркировку будут попадать звонки, в том числе из "недружественных" стран по мобильной сети.
Несколько читателей поделились с нами историями о подобных случаях.
Например, Роман звонил своему отцу с финского номера на российский номер Tele2, но на его звонки каждый раз отвечали разные голоса и говорили невпопад. После нескольких попыток он понял, что каждый раз на его звонки отвечает один и тот же набор голосов, которые используют почти одинаковый сценарий ответов. Когда он попробовал позвонить отцу из Финляндии с российского номера, ему сразу удалось дозвониться.
Часто в ответах респонденты рассказывали, что, когда они, например, звонили родственнику, отвечал совсем другой человек или они слышали посторонние звуки и голоса.
По словам Андроненкова, странные звуки и соединения не с тем абонентом, которые могут наводить пользователей на мысли о прослушивании, в большинстве случаев связаны с плохим состоянием телекоммуникационного оборудования в сетях России и с ошибками в их работе.
— Если это современная телефонная станция, ошибок значительно меньше, но в России по-прежнему много очень старых, даже не цифровых, телефонных станций, которые соединяют абонентов с помощью механических переключателей и других устаревших способов.
Эксперт также отдельно отмечает, что мессенджеры шифруют звонки и переписки, и, по сути, у посторонних лиц не должно быть доступа к ним. Однако проверить действительную неприкосновенность ваших данных невозможно.
Также многие популярные мессенджеры, как например Telegram и WhatsApp*, внесены в России в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора, что де-юре дает возможность ФСБ запросить доступ к перепискам пользователей.
Карина (имя изменено) работала в России в международном фонде, который занимался культурными программами. По ее словам, после начала конфликта на Украине работодатель предложил российским сотрудникам уволиться по собственному желанию, так как руководство было обеспокоено их безопасностью.
Карина переехала в Финляндию, но продолжала общаться через Telegram и WhatsApp* с коллегой в России. Однажды коллега не вышел на связь, а позже попросил удалить все чаты — выяснилось, что к нему пришли сотрудники ФСБ, допросили и изъяли технику. Коллега сообщил Карине, что оперативники знали содержание переписок и звонков; допросы длились около двух недель.
Карина считает, что интерес был вызван их работой в международной организации:
— На самом деле, давя на моего коллегу, они хотели получить информацию от меня, так как думали, что я продолжаю работать в фонде. У меня был когда-то доступ ко всем материалам, но я написала, что сейчас уже нет, потому что я больше там не работаю. Просто в какой-то момент начались уже такие просьбы, что я даже не понимала — это он мне пишет или кто-то за него.
В современном мире ни телефонная связь, ни современные мессенджеры не способны однозначно гарантировать абсолютную конфиденциальность общения. Операторы обязаны предоставлять доступ спецслужбам, если на то появится надобность, а о реальном взаимодействии мессенджеров с государственными органами известно мало. Поэтому всегда остается вероятность того, что между вами и вашим собеседником может присутствовать незаметный посредник.
*деятельность Meta (Facebook, Instagram, Threads и WhatsApp) запрещена в России как экстремистская
Опубликовано: Мировое обозрение Источник














