Министерство обороны КНР в минувшую субботу объявило о том, что высокопоставленные военные чиновники Чжан Юся и Лю Чжэньли попали под следствие по подозрению в серьезных нарушениях дисциплины и закона, сообщило информационное агентство «Синьхуа». Самая масштабная за последние десятилетия военная чистка в Китае свидетельствует о том, что Пекин удваивает усилия в борьбе с коррупцией и обеспечению безопасности даже в ущерб сплоченности вооруженных сил. Увольнение высших должностных лиц Центрального военного совета в момент, который вполне можно считать критическим, сокращающим число высокопоставленных советников Си Цзиньпина в момент, когда «в самом важном регионе мира – Индо-Тихоокеанском – продолжал наращивать мощь Китай, угрожая безопасности и процветанию Америки». Об этом свидетельствует обновлённая Трампом Стратегия национальной обороны 2026 года. И в этой связи, с точки зрения западных аналитиков, «поскольку всё меньше опытных военных экспертов принимают решения, неопределенность в отношении истинной военной готовности Китая и суждений Си Цзиньпина о Тайване растёт. В сочетании с наращиванием усилий США и их союзников по сдерживанию, этот консультативный вакуум повышает риск просчетов и непреднамеренной эскалации».

Оно понятно – у кого чего болит, тот о том и говорит. Но и Пекин не скрывает того, насколько дело серьёзно: Чжан Юся – член Политбюро ЦК КПК и заместитель председателя Центрального военного совета (ЦВС). Это был самый высокопоставленный служащий в военной форме, личный друг китайского лидера и один из немногих военачальников с боевым опытом, отличившихся в столкновениях с Вьетнамом более 40 лет назад. А Лю Чжэньли – член ЦВС и начальник Объединенного штаба ЦВС. Решение о проведении в отношении них расследования принял ЦК КПК.
Пекин – не та столица, в которой запросто выбрасывают в информационное поле «нижнее бельё» вроде в Еврокомиссии «мужика (эстонца Зельмайра) не поделили» или назначают на высокую политическую должность полуграмотную мадам. Тут – дисциплина. Поэтому подноготную события мы не узнаем. Но и в логике аргументов газеты The Japan Times не откажешь: «Истинные причины, стоящие за падением авторитета самого высокопоставленного военнослужащего Китая в минувшие выходные, возможно, никогда не будут раскрыты внешнему миру. Но ошеломляющее падение могущественного генерала Дж. Чжан Юся, ранее считавшегося одним из самых надежных военных союзников китайского лидера, поднял вопросы о внутренних проблемах Си Цзиньпина и какой-либо потенциальной военной операции против Тайваня».
Почему сходу на Тайване для японцев свет клином сошёлся, мы знаем. Новый японский премьер Санаэ Такаити, как всякая экзальтированная женщина, уже пообещала вмешаться в тайваньский конфликт, который, по её словам, будет «угрожать выживанию» Японии. Напомним, что сам термин «ситуация, угрожающая выживанию» был введен в японское законодательство в 2015 году. Он подразумевает вооружённое нападение на «близкого союзника Японии», которое создает явную угрозу для ее территории или ее граждан. А у Токио – ближе Тайваня только США. Несмотря на конституционный запрет на участие в войнах, Такаити сморозила это 7 ноября. А уже 8 ноября генеральный консул Китая в Осаке Сюэ Цзянь в публикации в социальных сетях заявил, что «голову, которая безрассудно высовывается, нужно отсечь без колебаний».
Комментариев не требуется.
Тайваньская «мозоль» продолжает ныть не только у японцев. И то, что передовая статья, опубликованная в ежедневной газете Народно-освободительной армии «Жэньминь жибао» заявила, что эта пара генералов подорвала авторитет Си Цзиньпина как главы Центрального военного совета и командующего вооруженными силами страны, «одновременно усугубляя политические и коррупционные проблемы, которые угрожали руководству правящей Коммунистической партии над вооруженными силами и препятствовали усилиям по повышению боеготовности», ни японцев, ни американцев не успокоило. А разгадать, почему Чжану Юсю и Лю Чжэньли больше не светит генеральская звезда всем хочется.
Деталей идущего расследования – хоть каких-либо – мы не дождёмся. Известно только то, что Чжан и Лю, «являясь высокопоставленными кадрами партии и армии, предали доверие и ожидания ЦК КПК и ЦВС, грубо попрали и подорвали систему ответственности председателя ЦВС Си Цзиньпина, способствовали возникновению политических и коррупционных проблем, подрывавших абсолютное руководство партии над армией и угрожавших основам управления партии, серьезно навредили имиджу и престижу ЦВС и повлияли на политическую и идеологическую основу единства и прогресса среди всех офицеров и солдат».
Есть над чем подумать. С тех пор как Си Цзиньпин вступил в свой третий срок председательства в 2022 году, по меньшей мере 21 высокопоставленный генерал уже был уволен. После недавнего отстранения 18 октября ещё одного влиятельного генерала Хэ Вэйдуна и политкомиссара ВМС НОАК Мяо Хуа, из семи членов ЦВС в строю остались только двое – сам Си и один из его заместителей Чжан Шэнминь, назначенный на эту должность в 2025 году.

Собственно, борьбой с коррупцией никого в Китае особенно не удивишь. Только в последнюю неделю здесь казнили экс-гендиректора инвесткомпании Бай Тяньхуэя за взятки. И ещё 11 человек, связанных с преступными группировками из приграничных районов Мьянмы, специализирующихся в том числе на онлайн-мошенничестве. На плаху отправили преступников за «умышленное убийство, умышленное причинение телесных повреждений, незаконное задержание, мошенничество и создание казино». Их приговорили к смертной казни еще в сентябре. Затем приговоры были утверждены Верховным народным судом в Пекине и приведены в исполнение. Таким образом, даже китайским генералам есть чего бояться, но либеральный блок в экономике, партии и на местах есть и в Китае. Может, созрела оппозиция Си, питающаяся идиомами «свободного мира» и долларами США?
Давайте посмотрим, кому теперь светят генеральские звезды в Китае. Недавно высшее офицерское звание генерал-полковника присвоили Ян Чжибиню и Хань Шэнъяню – они теперь считаются ключевыми фигурами новой элиты НОАК и потенциальными кандидатами на вхождение в обновленный состав ЦВС. Чжибинь будет возглавлять Восточное командование НОАК, отвечающее за Тайваньский пролив и Восточно-Китайское море. Шэнъянь – Центральное командование, курирующее оборону Пекина и нескольких смежных провинций. Оба генерала пришли из Военно-воздушных сил НОАК.
Тут не надо мудрствовать: исторически в руководстве китайской армии доминировали представители сухопутных войск, их замена вполне логично объясняет необходимость замены прежней системы командования новой, более современной моделью управления армией, где авиация и ракетные войска играют ведущую, а не вспомогательную роль. Единственный официальный англоязычный военный новостной сайт Вооруженных сил Китая China Military Online излагает то, что должны думать на этот предмет сами китайцы: расследование в отношении двух высокопоставленных военных чиновников Чжан Юся и Лю Чжэньли, подозреваемых в серьезных нарушениях дисциплины и закона, принято Центральным комитетом и «демонстрирует решимость Партии продолжать борьбу с коррупцией и твердую позицию в отношении того, что независимо от того, кто они и какую должность занимают, к любому, кто причастен к коррупции, будут относиться без снисхождения. Чжан и Лю, как высокопоставленные партийные и военные чиновники, грубо предали доверие, оказанное им Центральным комитетом КПК и ЦК КПК, и серьезно подорвали систему высшей ответственности, возложенной на председателя ЦК КПК».
То, что в статье педалируется коррупционная составляющая, означает, что приговор грозит нешуточный. Тем более что «2026 год знаменует собой начало реализации 15-го пятилетнего плана и является решающим годом на трудном пути к достижению целей, поставленных к столетию НОАК». Юбилей! Поэтому «военные должны теснее сплотиться вокруг Центрального комитета партии, во главе с Си Цзиньпином, внедрить систему высшей ответственности, возложенную на председателя Центрального комитета, и ускорить создание вооруженных сил мирового класса».
Да, официальная фразеология, скажет либерал. Но это она построила «в мире, где царит неопределенность, Китай – самую большую уверенность», подчёркивает британский The Economist. «На фоне войны в Европе, беспорядков на Ближнем Востоке и пересмотра Америкой геополитического порядка некоторые на Западе, возможно, склонны согласиться с этим, – считает журнал, кивая на своего премьер-министра. – Когда номер The Economist выходил в свет, премьер-министр Великобритании сэр Кир Стармер находился с визитом у председателя КНР Си Цзиньпина – последний из ряда западных лидеров, которые направились в Пекин в поисках сделок и надежности».
Чистка в верхушке Народно-освободительной армии Китая (НОАК), численность которой составляет 2 миллиона человек, настораживает британцев всё в той же тайваньской транскрипции. «Вопрос, который остается открытым для внешнего мира, заключается в том, что чистка означает для готовности Китая начать вторжение на Тайвань». При этом британцы проявляют и здравый ум, когда соглашаются с тем, что «большинство из этих чисток являются не результатом борьбы за власть, а следствием того, как коммунистическая партия дисциплинирует себя. Вне закона и без какого-либо контроля со стороны свободной прессы, партия вынуждена полагаться на свою собственную внутреннюю полицию, чтобы держать кадры в узде».
Не знаю, помогает ли очень свободная западная пресса избавиться, к примеру, от лондонских взяточников, которые в Британии ежегодно отмывают до 90 миллиардов фунтов стерлингов, как подсчитало Би-би-си. Но насчёт «вне закона» тут The Economist сел в большую лужу: закон Unexplained Wealth Orders действует в Британии ровно 5 лет, но найти актуальный на 2026 год результат его применения в мировой сети… не удалось. Тогда как в Китае взяточников регулярно, ну, сами понимаете…
В октябре минувшего года, пишет The Economist, «37 из 205 штатных членов Центрального комитета пропали без вести, предположительно, в связи с расследованием». Каким – The Economist не знает, «однако чистка затрагивает и низшие слои общества, терроризируя членов партии, заставляя недоверчивых сотрудников создавать тесные личные связи, где они чувствуют себя в безопасности, и парализуют некоторых из тех, кто выступает за реформы».
«Реформисты» всегда были пятой колонной «запада» за любым рубежом. Но тон в дружном хоре о «генеральском звездопаде», разумеется, задаёт Пентагон. В декабрьском докладе этого ведомства говорилось, что в краткосрочной перспективе «кампания Си Цзиньпина может подорвать оперативную эффективность НОАК», – и тут бы американцам порадоваться. Но в долгосрочной перспективе чистка армии повысит ее боеспособность, особенно «в случае возникновения военного кризиса из-за Тайваня». В конфликте американцы не сомневается ни секунды, сами провоцируют, ведь, как они утверждают, председатель Си приказал НОАК захватить Тайвань к 2027 году. «Хотя Америка поставляет Тайваню оружие, в том числе на рекордную сумму в 11,1 миллиарда долларов, согласованную месяц назад в декабре, это может не помочь отразить вторжение», – в тон американцам опасаются в Лондоне.
Тайванизация готовящегося конфликта в Индо-Тихоокеанском регионе и настойчиво навязываемое с Запада мнение о том, что «Пекин вот-вот нападёт», играет ту же провокационную роль, какую сыграла Украина в Европе, нашедшей, наконец, способ и средства, чтобы задвинуть Россию за дальний угол. Хорошо бы – за Урал. Пекин это прекрасно понимает и готовится к войне, которой не хочет. Опыт России подсказывает китайцам, что новая война требует новых командиров под генеральскими звёздами, чтобы уметь противостоять. И для этого им надо поторопиться превратить НОАК в полностью современную боевую силу, способную отражать воздушные, наземные, морские, кибернетические и космические атаки.















