Президент США Дональд Трамп рассматривает возможность нанесения нового крупного удара по Ирану после того, как предварительные переговоры между Вашингтоном и Тегераном об ограничении ядерной программы страны и производства баллистических ракет не принесли результатов, сообщает телеканал CNN.
Источники CNN сообщили, что «сейчас он рассматривает варианты, в том числе авиаудары США по иранским лидерам и сотрудникам служб безопасности, предположительно ответственным за убийства, а также удары по иранским ядерным объектам и правительственным учреждениям. По словам источников, Трамп еще не принял окончательного решения о дальнейших действиях, но считает, что его военные возможности расширились по сравнению с началом месяца, поскольку в регионе находится авианосная ударная группа США».
В настоящее время в зоне ответственности Центрального командования США (CENTCOM) у побережья Омана находится авианосная ударная группа (АУГ) во главе с авианосцем «Авраам Линкольн» (USS Abraham Lincoln).
Авианосное крыло CVW-9 на борту «Авраама Линкольна» состоит из восьми эскадрилий, эксплуатирующих самолеты F-35C Lightning II, F/A-18E/F Super Hornet, самолёты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye, конвертопланы CMV-22B Osprey, а также вертолеты MH-60R/S Sea Hawk.
В составе эскортной группы эсминцы класса «Арли Берк» USS Frank E Petersen Jr., USS Michael Murphy и USS Spruance из 21-й эскадры эсминцев (DESRON 21), несут большое количество ракетных установок, которые могут быть использованы для нанесения ударов по Ирану.
Уже длительное время США не выводят в море полноценных АУГ хотя бы с 5-6 кораблями охранения, не говоря уже о «старых добрых временах», когда АУГ могла насчитывать 16-17 вымпелов.
Все три эсминца имеют одинаковое вооружение, поскольку принадлежат к классу Arleigh Burke Flight IIA, поэтому дальность их атаки идентична. Максимальная оперативная дальность в основном определяется их бортовыми ракетами в ячейках VLS Mk 41.
Самой дальнобойной системой является ракета Standard SM-6, которая в зависимости от источников достигает от 240 до 463 километров, хотя, по некоторым оценкам, до 400 километров в противокорабельном режиме. Эта многоцелевая ракета может поражать воздушные угрозы, крылатые ракеты и даже надводные цели, обеспечивая возможность поражения за горизонтом благодаря интеграции с внешними датчиками.
Крылатые ракеты «Томагавк» обладают самой большой дальностью удара по суше. Текущие версии Block IV имеют дальность около 1600 километров (около 1000 морских миль), а версии Block V сохраняют аналогичную дальность. Это оружие позволяет наносить точные удары по хорошо защищенным наземным целям с безопасного расстояния.
Для противокорабельной борьбы ракеты «Гарпун», установленные на этих эсминцах, имеют дальность действия около 130-240 км в зависимости от модификации Block II или Block II+ ER. 5-дюймовое орудие Mk 45 имеет эффективную дальность стрельбы около 24 километров и используется в основном для точечной обороны и огневой поддержки флота.
Дальность действия «Авраама Линкольна» ограничивается не его собственным вооружением, а авиакрылом. Истребители F/A-18E/F Super Hornet составляют его основной наступательный потенциал с боевым радиусом около 722 километров (390 морских миль) в конфигурации бомбовых и ракетных ударов класса «воздух-воздух», который может быть значительно увеличен за счет дозаправки в воздухе.
Кроме того, на ближневосточных базах развернуты 37 самолетов F-15E Strike Eagle.
АУГ «Авраама Линкольна» даже при поддержке истребителей с ближневосточных баз не может наносить удары по подземным ядерным объектам Ирана, но может попытаться вывести из строя ПВО Исламской Республики и уничтожить ряд иранских лидеров.
Представляется, что такая попытка была сочтена слишком рискованной из-за довольно мощного ракетного потенциала Исламской Республики, и 23 января Дональд Трамп заявил о приближении еще одной «большой прекрасной армады» США к Ирану.
«Прямо сейчас в сторону Ирана плывет еще одна прекрасная армада... Надеюсь, они заключат сделку», – сказал Трамп, выступая на республиканском митинге в штате Айова.
Какая конкретно АУГ движется к Ирану, пока неизвестно. По данным US Naval Institute на 26 января, авианосец «Джеральд Форд» находится в Карибском море, «Джордж Буш» – у атлантического побережья США, «Теодор Рузвельт» – у тихоокеанского, а «Джордж Вашингтон» – на базе Йокосука в Японии.
Американские военные между тем далеки от недооценки военного потенциала Ирана.
«Вооружённые силы Ирана насчитывают тысячи баллистических ракет малой дальности (БРМБ), используемых для поражения близлежащих целей, и баллистических ракет средней дальности (БРСС), способных поражать цели на большей части Ближнего Востока. Дальность действия ракет БРМБ обычно составляет около 1000 км, в то время как дальность действия БРСС варьируется от 1000 до 3000 км.
Хорошим примером возможностей Ирана является ракета “Седжжил”, дальность действия которой, как предполагается, составляет около 2000 км. Это позволяет поражать цели в Израиле и на многих региональных объектах США в зависимости от места запуска.
Еще один пример – семейство ракет “Хоррамшах”, линейка баллистических ракет средней дальности, также обладающая дальностью действия около 2000 км и разработанная для высокоточных ударов с большой полезной нагрузкой. Ракеты могут нести боеголовки массой до 1800 кг», – пишет военный аналитик американского портала 19FortyFive Джек Бакби.
По его мнению, эти иранские ракеты представляют непосредственную угрозу для авианосной ударной группы, находящейся сейчас вблизи Ирана: «Такие системы, как баллистическая ракета средней дальности “Седжиль” и другие подобные ей, могут поражать порты, аэродромы, логистические центры и потенциально крупные военно-морские суда, действующие в пределах досягаемости, особенно в сочетании с крылатыми ракетами и беспилотниками в эшелонированных атаках».
Помимо тактической боевой авиации в регионе, США могут использовать для ударов по Ирану бомбардировщики с континентальной части Соединённых Штатов, как это было в случае с атаками бомбардировщиков B-2 Spirit на иранские ядерные объекты во время операции «Полуночный молот» в июне прошлого года. Однако спутниковые снимки, полученные изданием The War Zone 26 января, показывают, что ни один такой бомбардировщик не прибыл на Ближний Восток.
США также перебрасывают на Ближний Восток дополнительные ЗРК Patriot и Terminal High Altitude Area Defense (THAAD) для повышения защиты от любых иранских атак, как сообщила газета The Wall Street Journal.
Между тем израильские гражданские власти сообщили иностранным авиакомпаниям, что 31 января и 1 февраля в небе будет «риск повышенной опасности», пишет The War Zone. О том, что США могут ударить по Ирану на этой неделе, сообщали источники Middle East Eye. Собеседники издания подчеркивали, что сроки атаки могут измениться. Целью станут высокопоставленные иранские чиновники и командиры, ответственные за якобы имевшую место гибель протестующих в Иране, утверждали источники.
Командующий Центральным командованием США адмирал Брэд Купер недавно побывал в Иерусалиме. Израильский новостной 14-й телеканал, канал, тесно связанный с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, заявил, что Купер и представители ЦАХАЛ еще не определили дату удара по Ирану и что США «потребуется время для наращивания значительных сил», но при необходимости они нанесут удар немедленно.
По данным новостного агентства, США хотят провести «чистую, быструю и недорогую операцию», чтобы «сосредоточиться на тех, кто причинил вред мирным жителям и протестующим». Америка «готова сменить иранский режим», добавил 14-й канал.
Командующий Северным военным округом Армии обороны Израиля генерал-майор Рафи Мило заявил израильским СМИ, что израильские военные готовятся к возможности того, что удар США по Ирану может спровоцировать ответные действия Ирана против Израиля.
«Мы не знаем, к чему это приведет, – сказал Мило. – Мы видим наращивание силы, которое американцы осуществляют как в Персидском заливе, так и на всем Ближнем Востоке».
«Всё зависит от мнения одного человека», – добавил он, имея в виду Трампа.
Заметим, что это не первый случай в мировой истории, когда глобальный мир критически зависит от капризов одного политического лидера.














