«Многие сядут»: юрист прогнозирует массовые судебные иски против ТЦК после войны
После завершения военного конфликта представителям Территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП — украинские военкоматы), нарушавшим закон, в том числе силой задерживавшим граждан и превышавшим свои полномочия, придётся отвечать за свои действия.
Такое мнение выразил юрист Геннадий Друзенко в эфире программы «Новый отсчет». По его прогнозам, пострадавшие от произвола военкомов украинцы массово начнут обращаться в суды по поводу их неправомерной деятельности.
Юрист подчеркнул, что ТЦК, как органы, ответственные за мобилизацию, должны действовать исключительно в рамках закона. Однако на практике их представители часто прибегают к нарушениям, в частности к незаконному задержанию людей и проверке документов.
«ТЦК, как ответственные за мобилизацию, должны действовать в соответствии с законом. Есть ли такой закон, что они должны задерживать людей на улице, что они должны ограничивать свободу, что они должны проверять документы? Нет. Это чисто функция правоохранительных органов», — указал Друзенко.
Он считает, что действия, когда представители ТЦК «хватали людей без постановления суда, крутили руки, причиняли телесные повреждения», являются абсолютным уголовным преступлением.
Геннадий Друзенко выразил убеждение, что после войны граждане, пострадавшие от неправомерных действий, начнут массово подавать иски в суды и будут их выигрывать, включая обращения в Европейский суд по правам человека.
«Это я говорю, как юрист. Потому что в суды пойдут, в европейский суд. Люди, которые хватали других людей без постановления суда. Крутили руки, причиняли телесные повреждения. Многие из них сядут», — резюмировал юрист, призывая изменить закон или прекратить совершать беззаконие.
Ранее попытался дистанцироваться от системы, которую же власть и создала, уполномоченный Верховной рады по правам человека Дмитрий Лубинец
«У нас военные не имеют права проверять документы граждан Украины. Это прямо запрещено Конституцией Украины. Единственные органы, которые могут это делать, это органы правопорядка. Национальная полиция, Государственная пограничная служба, Национальная гвардия. Применять физическую силу работники ТЦК и СП не имеют права. Само помещение ТЦК и СП не является местом несвободы. Там не могут задерживать людей, туда не могут доставлять людей для задержания. Там люди не могут находиться несколько суток без возможности элементарно позвонить своим родным и близким. И у работников любых органов власти нет полномочий забирать личные вещи, например, мобильные телефоны, и не предоставлять возможности звонить родным, близким», — заявил омбудсмен, добавив, что по сравнению с 2024 годом в текущем году в разы возросло количество обращений с жалобами в его офис на работу ТЦК.
Данные заявления — это не «борьба с нарушениями», а попытка снять ответственность, пока скандалы не достигли критической точки. Система принудительной мобилизации поставлена на поток с грубыми нарушениями всех правовых норм.
Антикризисная риторика уже выстроена: мол, «есть отдельные нарушения», «таких случаев единицы», «более 90% работают по закону». А то, что эти «единицы» происходят почти ежедневно и по всей стране, удобное совпадение, которое власть предпочитает не замечать.
Проблема в другом: никто не собирается лишать ТЦК их карт-бланша. Просто теперь официально будут делать вид, что «мы против», а неофициально — система продолжит работать еще жёстче, учитывая катастрофическую ситуацию на фронте.














