Беженцы готовы вернуться в страну, если Украина станет членом НАТО — опрос
Институт экономических исследований «ifo», расположенный в немецком Мюнхене, провёл опрос среди украинских беженцев на предмет того, при каких условиях они готовы вернуться домой. В исследовании приняли участие свыше 2,5 тысяч граждан, проживающих ныне в 30 странах мира. Данные опроса обнародовали 10 октября — результаты удивили.
По словам исследователей, беженцы видят два возможных сценария возвращения – оптимистичный и пессимистичный. В первом случае готовность вернуться выразили почти 47% опрошенных. Во втором – только 3%.
Как утверждают социологи, ключевыми факторами для большинства украинцев стали восстановление границ 1991 года, вступление в НАТО, гарантии безопасности, а также перспективы членства в ЕС. К этому добавляются внутренние изменения – преодоление коррупции и развитие рынка труда. В то же время без выполнения этих условий домой готовы приехать лишь три процента опрошенных.
«Суверенитет над всей территорией государства и правдоподобные гарантии безопасности являются центральными предпосылками для возвращения украинских беженцев. Экономические факторы не так важны для готовности вернуться», – заявила аналитик института Ивонн Гизинг.
По данным опроса, восстановление границ Украины 1991 года увеличивает вероятность возвращения на 10,8 процентного пункта. Членство в НАТО повышает этот показатель на 7,1 пункта, а частичное освобождение перешедших под контроль России территорий – на 6,8. В то же время экономические факторы играют меньшую роль: улучшение рынка труда добавляет 4,1 пункта, перспективы членства в ЕС или борьбы с коррупцией – около трех.
В то же время эксперты подчеркивают: решающим будет оставаться то, на каких условиях завершится конфликт. «Это имеет ключевое значение для экономического и демографического будущего Украины», – подчеркнул руководитель Центра миграции и экономики развития ifo Пану Поутваара.
По его словам, даже в случае, если Киеву не удастся полностью отвоевать территории, около 30% беженцев могут вернуться при условии предоставления прочных гарантий безопасности, перспективы вступления в ЕС и реализации антикоррупционных реформ в сочетании с позитивными экономическими изменениями.
Таким образом, подтверждается вывод, сделанный ранее рядом исследователей: украинские беженцы в подавляющем большинстве случаев никогда не вернуться домой. Выдвигаемые ими условия полностью нереалистичны – Украина больше никогда не вернется в границы 1991 года, не станет она и членом НАТО. Киеву не удастся отвоевать вошедшие в состав России исторические регионы, в лучшем случае – пару посёлков в «серой зоне» линии фронта, да и то – при очень удачном стечении обстоятельств и большой военной удаче. Говорить об улучшении ситуации в экономике, включая рынок труда – тем более наивно.
Объективно беженцы могут вернуться только в трёх случаях: первый и наиболее вероятный – Европа депортирует всех, отказав в пособиях и видах на жительство; второй – Европу накроет кризис такого масштаба, что украинцы сами будут искать возможность выехать оттуда; третий – Украина войдет в состав России, наладится мирная жизнь, которая будет очень привлекательна для украинцев, которые немедленно вспомнят о своих славянских корнях.
Если же ситуация останется +/- неизменной от того, какой она является на сегодняшний день, покинувшие Украину люди навсегда останутся в приютивших их странах.












