Московская победа русского ополчения
Московская битва 1612 года, также называемая битвой на Девичьем поле, является главным сражением Смутного времени. Пожалуй, никогда ещё судьба русской государственности не висела на столь тонком волоске, не зависела от исхода единственного боя. Русскому ополчению, в рядах которого сражались как профессиональные воины, так и почти безоружные люди, удалось разбить сильное польско-литовское войско великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича – опытного воина Речи Посполитой, имевшего за плечами множество побед. Эта победа решила исход многолетней борьбы за Россию, которая началась в 1604 году и продолжалась почти десятилетие.
К 1612 году поляки чувствовали себя полными хозяевами русской земли. Придя в Россию в качестве наёмников первого самозванца Лжедмитрия I, они воспользовались Смутой, чтобы служить иным претендентам на престол. Когда Речь Посполитая в 1609 году начала прямое вторжение в русские пределы, то большинство её подданных вернулось под знамёна польского короля. Маски были сброшены, заявления о восстановлении законной власти прекращены, началась настоящая оккупация русской земли.
Русское средневековое общество, в котором ненависть к «ляхам» стала вековой традицией, уже после свержения первого самозванца с опасением следило за тем, как многочисленные «царевичи» приглашали поляков в свой лагерь. К счастью, с этими авантюристами к 1610 году было почти покончено (Лжедмитрий II погиб в Калуге), поэтому даже видимость законного пребывания поляков в России прекратилась. Король Сигизмунд III, торопившийся захватить русские земли и посадить своего сына Владислава на московский трон, ускорил тем самым объединение народа на патриотической платформе. Прежние разногласия были забыты и москвичи, владимирцы и новгородцы почувствовали себя единым народом, на чью свободу посягают иноземцы. Церковь в лице патриарха Гермогена также поддержала народное восстание, выступив с воззванием: «Вы видите, как ваше Отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную. Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного». Оставалось только найти лидеров, которые бы повели людей на освободительную борьбу и выкинули шляхту из московского Кремля.
Первый «блин», к сожалению, получился «комом». Ополчение во главе с Прокопием Петровичем Ляпуновым, Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и Иваном Мартыновичем Заруцким подошло к Москве и осадило её, однако разногласия в русском стане привели к убийству одного из лидеров (Ляпунова) и уходу казаков Заруцкого восвояси. К счастью, не все ополченцы разбежались, и князь Трубецкой остался под стенами столицы, чтобы присоединиться к новому ополчению.
Новая русская рать, собранная в Нижнем Новгороде земским старостой Кузьмой Миничем Мининым и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, двинулась к Москве летом 1612 года. Предводители находились между собой в дружеских отношениях, поэтому разлада не было. Численность войска составляла около 10 тысяч человек, однако по дороге к нему присоединялись жители других городов. Таким образом, вместе с ополченцами Трубецкого, народные освободители могли противопоставить полякам 12-15 тысяч ратников.
Король Речи Посполитой Сигизмунд III отнюдь не сразу смог отправить армию на помощь своему гарнизону в Москве. Дело в том, что шляхта неохотно соглашалась на повышение военных налогов, а без этого пригласить наёмников не представлялось возможным. Гетману литовскому Яну Каролю Ходкевичу пришлось пополнять своё воинство преимущественно за счёт запорожских казаков, отличавшихся низкой дисциплиной. Это стало одной из причин последовавшего поражения вражеской армии.
Поляки, привыкшие иметь дело со всевозможными отрядами самозванцев, недооценивали патриотизм ратников Минина и Пожарского. Один из них позже писал: «Государственные чины мало заботились о русских, презирая врага, столько раз побежденного. Победы в Московии произвели такую радость в Польше, что, казалось, помутили мысли и помешали рассудок короля и вельмож. Уверенность в несомненной победе приводила в такой восторг, что многие уже толковали о преобразовании Московии в польскую провинцию». Ходкевич, несмотря на весь свой опыт, также не рассчитывал встретить в лице ополчения сильного противника.
Пожарский и Минин заблаговременно узнали о том, что польско-литовские силы приближаются к Москве. На военном совете было решено встретиться с врагом в оборонительном бою. Это давало плохо обученной русской рати известные преимущества перед профессиональными польскими военными. В то же время нужно было иметь в виду наличие в тылу вражеского гарнизона, который мог в любой момент ударить в спину. Его командир, полковник Юзеф Будило, слал Пожарскому высокомерные письма, призывая русские полки убираться на все четыре стороны.
Перед битвой Пожарский по древнерусскому обычаю построил войско в непосредственной близости от Белого города. Самые подготовленные отряды разместились в центре, а войска левого и правого фланга преимущественно состояли из крестьянских ратников. Все они прикрывали ворота, которые вели в город и в случае неудачи должны были отступить и навязать полякам бой на тесных улицах. Таким образом, воевода использовал все преимущества обороны и мог рассчитывать на успех.
22 августа войско Ходкевича в первый раз попыталось атаковать позиции Пожарского. За день до этого гетман отправил в Кремль тайного гонца, который приказал Будиле ударить в тыл русской рати. Утром польские отряды под звуки боевой музыки двинулись на русский лагерь и встретили организованное сопротивление его защитников. Потеряв значительное количество людей уже на подступах к нашим позициям, Ходкевич смог пробиться сквозь первые укрепления, однако был отброшен отчаянной контратакой ополченцев. Людям Будилы, вышедшим из Кремля, повезло ещё меньше, русский заслон быстро отразил их нападение и заставил вернуться за стены.
Возмущённый неудачей Ходкевич не был готов смириться с поражением. Он начал готовиться к решающему сражению, в котором собирался бросить против русских ополченцев лучшие отряды наёмной пехоты. Люди Пожарского также не сидели сложа руки. Они рыли для врагов «волчьи ямы» (глубокие отверстия с кольями), а также насыпали земляные валы. К утру 23 августа все приготовления были закончены и ополченцы с тревогой стали ожидать наступления противника.
Гетман Ходкевич, понимавший всю важность победы над Пожарским, решил лично возглавить атаку на левом фланге. Он направил туда лучших своих солдат из числа венгерских и немецких наёмников. Натиск польских сил был настолько силён, что в определённый момент защитники не выдержали и начали отступать. Пожарский собрал вокруг себя верных людей и отбросил врага, а потом приказал напасть на лагерь гетмана. Так как Ходкевич при штурме позиций потерял самых надёжных воинов, то оборонять собственный стан ему приходилось лишь с помощью запорожцев. Не отличавшиеся стойкостью казаки не смогли удержать позиции и ударились в бегство. Той же ночью гетман собрал оставшиеся в наличие силы и удалился от Москвы. При этом участь польского гарнизона, запертого в Кремле, была предрешена.
Московская битва положила конец угрожающему положению России в противостоянии с Речью Посполитой. Поляки вынуждены были признать, что имеют дело с сильным врагом, который готов умереть за Родину. Позже король Сигизмунд III снова пытался выступить против Москвы, однако не добился успеха. Лишь после этого поляки смирились с поражением и вынуждены были отказаться от возможности посадить своего претендента на русский трон.
Заглавная иллюстрация. Битва Пожарского с Ходкевичем на картине П.Е.Коверзнева
Киев пышно отмечал первый постмайданный День незалежности и не только не услышал воплей погибающих, но и не признал своего поражения, продолжая транслировать победные сводки.
Варшава пользуется моментом и даёт Киеву щелчок по лбу. Конечная цель действий Навроцкого – загнать украинский национализм в идеологическое стойло, определить границы его деятельности.
Ермак, вероятно, задумал хитрость: Усик в случае выборов нужен и Зеленскому (для того, чтобы заполучить голоса противников концепции АрМоВір), и священноначалию УПЦ (для того, чтобы иметь представительство в Верховной раде как некую гарантию защиты от гонений).
Армия России освободила крупный узел обороны противника – Камышеваху. Этот населённый пункт стал последним в южной части Донбасса, остаётся зачистить часть лесополос.
Встречу Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске ещё до того, как она состоялась, многие эксперты по разные стороны Берингова пролива называли исторической.
В этом году ДНР получит ещё 40 новых автобусов, Ленинградская область в рамках шефской помощи передала Енакиево современный аварийный комплекс для трамвайных сетей, в Лисичанске ЛНР специалисты отремонтировали водовод протяжённостью 6 километров.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.













