Танковый гений Михаил Катуков
За свою жизнь маршал бронетанковых войск и дважды герой Советского Союза Михаил Ефимович Катуков прошёл столько фронтовых дорог, что их с лихвой хватило бы на десяток полководцев. О подвигах советского танкового аса написано множество воспоминаний, в том числе близких родственников, которые буквально по дням раскрывают боевой путь этого талантливого человека, которому было суждено остановить танки Гейнца Гудериана под Москвой. В армии Катукова называли «генерал-прорыв» и направляли на те участки фронта, где ситуация казалась почти безнадёжной. И всякий раз Михаил Ефимович не только восстанавливал положение, но и добивался больших успехов, тесня немцев своими танковыми гвардейскими колоннами.
Будущий маршал родился в крестьянской семье села Большое Уварово Коломенской губернии под Москвой. Здесь он провёл своё детство и окончил местную школу. В поздних мемуарах Катуков с теплотой отзывался о своих родных, которые с детства внушали ему любовь к труду и знаниям. Мальчик много читал и очень любил поэзию, считался лучшим учеником своего класса. Тем не менее, ему рано довелось приобщиться к физическому труду и стать посыльным в петербургской фирме купца Сумакова. Февральскую, а потом и октябрьскую революцию юноша встретил с восторгом, охотно принимая участие в манифестациях и боевых стычках. После прихода к власти большевиков Катуков вернулся в родное село и вскоре был призван в ряды РККА. Воевать ему довелось на юге России, где Михаил Ефимович сначала сражался против казаков и добровольцев генерала Деникина, а потом против белополяков во время советско-польской войне. Уже в это время он твёрдо решил остаться в армии и избрать для себя военную карьеру.
После окончания Гражданской войны Катуков приступил к учёбе, которую совмещал со службой. Будучи курсантом Могилёвских пехотных курсов, он получил первое командирское звание и возглавил взвод 235-го стрелкового Невельского полка. Талантливый юноша быстро получал новые назначения и поднимался по карьерной лестнице. В 1927 году Михаил Ефимович поступил на стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел». Это позволило ему дополнить свои знания и занять высокие командирские должности.
В 30-е годы в РККА происходили противоречивые перемены, которые позже сформировали облик советских войск. С одной стороны, смещались и арестовывались бывшие легендарные командиры, прошедшие Гражданскую войну. С другой стороны, армия стремительно модернизировалась и приобретала современный характер. Для Катукова это было время, когда происходило его первое знакомство с танковой техникой, сыгравшее решающую роль в жизни будущего маршала.
Любовь к танкам настолько захватила Михаила Ефимовича, что он получил профильное образование в стенах Военной Академии механизации и моторизации РККА, которая готовила командирские кадры для танковых войск. С тех пор Катуков прочно связал свою жизнь с механизированной техникой и стал прославленным генералом танковых войск.
В 1939 году, уже будучи комдивом, Михаил Ефимович принимал участие в Освободительном походе РККА в Западную Белоруссию. Позже маршал вспоминал, что местные жители встречали его танки с цветами, а общее настроение бойцов было приподнятым. К счастью, танкистам в этом походе не пришлось воевать, ведь остатки польских войск опасались встречи с Красной Армией. Таким образом, весь поход был скорее большим триумфом советских войск, а не военной кампанией.
Летом 1941 года Катуков впервые столкнулся с грозным противником, чьи танковые силы считались самыми сильными в Европе. К тому времени он только начинал формировать 20-ю танковую дивизию, которая вступила в бой с фашистами, почти не имея танков и иной техники. На момент немецкого вторжения Михаил Ефимович болел и лежал в киевском военном госпитале, однако при первых известиях о начале войны выписался и немедленно отправился на фронт. Ему довелось принять участие в самом большом танковом сражении лета 1941 года под Дубно, где советские танкисты попытались остановить армаду панцерваффе на юге СССР. В своих воспоминаниях боевой генерал подробно описал битву, не упуская деталей: «В этом сражении участвовала и моя 20-я дивизия с тридцатью учебными танчишками. Но дрались наши люди отчаянно: каждый наш танк, хоть и учебный, разбил от трех до девяти немецких. А потом... Потом сражались как пехотинцы: стреляли из винтовок, у кого они были, дрались лопатами, гаечными ключами, ломами».
Уже в первый год войны Катуков выработал свой «фирменный» приём танковых засад, который показал свою высокую эффективность. Он состоял в том, чтобы прятать боевую технику на пути вероятного наступления противника, а на заметных местах воздвигать ложные макеты танков и позиций пехоты. Таким образом, у немцев создавалось впечатление, что советских танков очень много и они находятся на виду. В это время танкисты Катукова внезапно атаковали врага в неожиданном месте, а потом стремительно уходили от преследования. Ввязываться в долгий бой танкистам было категорически запрещено, так как немцы в этом случае могли использовать свои технические преимущества.
В сентябре 1941 года Катукова перебросили под Москву, где он возглавил 4-ю танковую бригаду. Здесь Михаил Ефимович в полной мере проявил своё мастерство и в танковых боях нанёс 2-й танковой армии Гейнца Гудериана много чувствительных ударов. Позже этот немецкий танковый ас с сожалением вспоминал о сражениях с советскими танкистами: «Это был первый случай, когда огромное превосходство Т-34 над нашими танками стало совершенно очевидным».
За доблесть, проявленную в боях, командование приказом № 337 от 1 ноября 1941 года переименовало 4-я танковую бригаду в гвардейскую. Катуков при этом получил звание генерал-майора танковых войск и был награжден орденом Ленина. Вскоре Красная Армия перешла в наступление под Москвой, и Михаилу Ефимовичу довелось освобождать Волоколамск и Рузу.
С именем Катукова связаны очень многие танковые сражения Великой Отечественной войны. Этот неутомимый военачальник бил немцев под Воронежем, Ржевом (операция «Марс») и Курском. В переломный момент войны он оказал решающее влияние на ход Белгородско-Харьковской, Житомирско-Бердичевской и Проскурово-Черновицкой операций. Там, где нужно было стремительно прорывать позиции врага, неизменно появлялись танкисты Катукова, которые ломали линию фронта и заставляли противника отступать. За активное участие в Львовско –Сандомирской операции Михаил Ефимович 23 сентября 1944 года получил звание Героя Советского Союза.
Последней крупной операцией, в которой довелось принять участие Катукову, было наступление на Берлин. Вспоминая те дни, Михаил Ефимович писал о том, что бои за столицу рейха отличались большой ожесточённостью. Его войска наступали на восточную и юго-восточную часть Берлина, форсировали реку Шпрее, а потом занимали район Зоопарка и парка Тиргарден. Корпус Катукова понёс большие потери, однако полностью выполнил поставленную командованием задачу.
После войны прославленный полководец сначала продолжил командовать 1-й танковой гвардейской армией, с которой прошёл многие дороги войны (с января 1943 года), а потом возглавил бронетанковые и механизированные войска Группы оккупационных советских войск в Германии. Занимая высшие руководящие посты, Михаил Ефимович уделял должное внимание мемуарам. Его книга «На острие главного удара» по сей день является классикой военной документальной литературы. В 1959 году Катукову запоздало присвоили маршальское звание, которое он давно заслужил. Прославленному полководцу довелось также стать героем двух киноэпопей «Освобождение» и «Битва за Москву». В них в полной мере отражен вклад танкового гения в общую Победу, которая, по словам солдатского поэта Александра Ерофеева «была страшнее смерти для врагов».
Заглавное фото. Командующий 1-й гвардейской танковой армией генерал-полковник Михаил Ефимович Катуков
Киев пышно отмечал первый постмайданный День незалежности и не только не услышал воплей погибающих, но и не признал своего поражения, продолжая транслировать победные сводки.
Словаки не хотят быть соседями воюющей страны, где правит тиранический неонацистский режим. В силу этого словаки желают скорейшего завершения войны на Украине за столом переговоров и путём уступок со стороны Украины, потому что сильная неонацистская Украина – угроза для мирной Словакии.
Смотрели уже пятничное меню в нашем канале Телеграм? Загляните вечерком, подпишитесь.
Гражданам Белоруссии становится все опаснее находиться в Польше.
Встречу Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске ещё до того, как она состоялась, многие эксперты по разные стороны Берингова пролива называли исторической.
В Донецко-Макеевской агломерации дороги восстановлены на 60 процентов, в Луганске разворачивается жилищное строительство, на Херсонщине будет создан индустриальный парк «Таврия».
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.












