Забытые «герои» майдана сидят в кукурузе?
При воспоминаниях о событиях майдана, стартовавшего поздним ноябрём 2013 года, сразу в памяти всплывает знаковый анекдот:
Идёт по майдану зарубежная делегация. Видят — сидит на бордюре какой-то помятый мужичонка бомжеватого вида. Они к нему подошли и спрашивают:
— А вы на майдан вышли ради европейской интеграции Украины?
— Та нет… — отмахнулся мужичок, наливая горилку в стакан.
— Может быть, вы против коррупционной власти Януковича?
— Та нет… — снова отмахнулся мужичок, накладывая толстый шматок сала на горбушку хлеба.
— Тогда за что вы вообще вышли? — растерянно спросили иностранцы.
— Я за то, чтобы эта сказка не кончалась, чтоб она за мною мчалась… — вдруг пропел мужичок, тяпнул горилки и закусил бутербродом.

В этом анекдоте символично буквально всё: и абсолютная инфантилизация населения, и психоз, в который общество кинули, и историческая апатия, парадоксальная на фоне чисто внешней буйной пассионарности. Но главное здесь — это неисчерпаемая ирония истории. Дело в том, что майдан для многих был либо путёвкой в стремнину жизни, либо хотя бы средством поправить финансовое положение. Памятливый читатель вспомнит, как уже после «победы» майдана некоторые хлопцы ещё месяцами торчали в палатках посреди Киева, надеясь, что вечеринка продолжится.
При этом одновременно с этими ребятами, для которых забвение являлось финансово-политической гибелью, бродили десятки и сотни персонажей, которых могло спасти как раз забвение, т.к. «знатную» память они по себе оставили. Но, увы, в состоянии современной гиперреальности, когда симулякры и информационный шум эту реальность подменяют, забвение вполне осуществимо. А ведь забывать нельзя, т.к. это тождественно прощению.
Команда двадцать пятого «дивизиона»
Современный мир — явление уникальное, которое в будущем ещё будут подробно изучать социологи. Сейчас человека можно стереть при жизни чисто информационными методами. И пресловутая cancel culture, т.е. культура отмены, играет тут одну из центральных ролей. В итоге человек может отправиться на свалку истории в расцвете лет и полный здоровья. Беда же состоит в том, что некоторых персонажей забывать нельзя.
И в парадигме майдана как раз крошечные и незначительные индивиды куда лучше характеризуют украинское общество в целом, чем центральные фигуры вроде златоуста Кличко или «повелителя пограничных стен» Яценюка.
И тут мне вспоминается ныне основательно подзабытая Алёна Балаба. Несмотря на свою раннюю информационную смерть, Алёна просто образцовое дитя майдана. До этого праздника массовой шизофрении Балаба, что характерно, была фактически никем. И никем настолько, что есть вопросы к месту рождения дамы. Формально она считается уроженкой Ровно, но, как утверждают некоторые погружённые в тему товарищи, западенская Алёна до майдана толком не разговаривала на украинской мове.
Зато, видимо, майдан открыл в Алёне «скрытые резервы». Мало того, что Балаба просто блистала в майданной «богеме», так она стала одним из активистов новой волны «украинизации». Алёна жгла георгиевские ленты в Одессе на Вечном огне у памятника Неизвестному матросу, пылала национализмом, выступала за силовую ликвидацию лагеря Антимайдана на Куликовом поле, возглавляла «языковые патрули» в той же Одессе, когда они ещё не стали украинским мейнстримом, и т. д.
Кстати, её националистические взгляды не помешали позже Алёнушке утверждать, что трагедия в Доме профсоюзов была инспирирована некими «пророссийскими силами». Однако достойно монетизировать свою одиозность у Алёны не получилось, что не умаляет её «заслуг» в роли улично-информационной пехоты.

Владимир Парасюк
Ещё одним забытым «героем» майдана, который в итоге превратился в профессионального аутсайдера, был Владимир Парасюк, «сотник майдана». Опять-таки по традиции, Парасюк до майдана был студентом-недоучкой, который пробавлялся случайными заработками. При этом Володя — типичный «хуторянин» родом из крохотного посёлка Майдан, что во Львовской области.
На майдане Парасюк прославился «зажигательной» речью с призывом к насильственному захвату власти и вооруженному штурму администрации президента Януковича. Далее Володя якобы отправился на АТО, где был «пленён русскими, но смог сбежать». Позже эти мифы будут оспаривать другие участники АТО.
Так или иначе, но после того, как воины Донбасса принялись укладывать националистов в могилы в промышленных масштабах, «западенец» Парасюк быстро вернулся в Киев и умудрился пролезть в Верховную раду, где прославился регулярными драками с депутатами, чиновниками и журналистами. И всё сходило ему с рук, включая и чисто уголовные дела по поводу подозрений в вульгарном вымогательстве.
Но в 2019 году майданный флёр уже не спас Парасюка, и его даже не зарегистрировали в качестве кандидата в депутаты. Сейчас Парасюк якобы собрал собственный отряд для войны с русскими, но, памятуя его «полководческие» таланты, скорее всего, Володя хочет стрясти с Украины ещё немного, пока вечеринка не кончилась окончательно, потому и мелькает в хуторском ТВ, а не в районе Покровска, к примеру.
Ещё одним лузером майдана, который не смог взлететь по карьерной лестнице, был «казак Четвёртой сотни» Михаил Гаврилюк. Как полагается, Миша родом с Западной Украины, из маленького села Яровка, в котором не проживает и 1500 человек. Звёздный час Миши пришёлся на 22 января 2014 года, когда сотрудники МВД спустили с него портки и заставили позировать с гуцульским топориком.
В отличие от Парасюка, «казак» плотно присел на «волонтёрскую деятельность» в зоне АТО. Правда, волонтёрской её можно было назвать условно, т.к. «волонтёрил» Гаврилюк на кроссовере премиум-сегмента Mercedes-Benz ML. В конце 2014 года Миша смог отабориться в Раде, но, как и Парасюк, вылетел из парламента уже в 2019 году. Сейчас, по некоторым данным, Гаврилюк снова вернулся к «корням», т.е. занялся «волонтёрской» работой. Однако сам Гаврилюк рассказывает, что сейчас работает простым таксистом.
В принципе перечислять майданных аутсайдеров можно долго. По слухам, до сих пор дышит патентованная нацистка Вита Заверуха, якобы «сражающаяся с русскими на фронте», которая после госпереворота умудрилась угодить на некоторое время за решётку и поссориться со своими же дружками-нацистами.

Вита Заверуха
Есть Татьяна Черновол с диагнозом «синдром гиперактивности с признаками шизоаффективного расстройства по смешанному типу», которая ныне подъедается у Петра Порошенко и якобы служит в ВСУ в 72-й ОМБр в должности оператора БПЛА. Где-то обретается «звезда майдана на час» Ольга Значкова, прославившаяся комичным плакатом про кружевные трусики. Несмотря на мгновенную известность, Оля так и не построила ни политической, ни актёрской карьеры, а ныне перебивается случайными заработками. Да и мечта о Евросоюзе, судя по всему, так и не сбылась.
И этим персонажам, многие из которых признаны экстремистами в России, ещё повезло. У них даже есть шанс, так сказать, «пройти под радарами». А вот таким «героям» майдана, как Сергей Нигоян и террорист Александр Музычко, повезло меньше, мягко говоря. И если первый стал просто сакральной жертвой, эдаким бычком на заклание, то второй банально криминальными способами решил «откусить свой кусок», который не смог прожевать. Как говорится, «всяк сверчок знай свой шесток».
И главное, какими бы исторически ничтожными все вышеописанные персонажи ни были, без этой майданной пехоты не было бы и самого майдана. Без «нужной» атмосферы и массовки никакая «куля в лоб» не вылетела бы.
Громкие слова и успешный бизнес!
А теперь, как говорится, перейдём к выгодоприобретателям майдана, чьи имена когда-то громко звучали в Киеве, а теперь они напоминают о себе разве что критикой действующей власти, информационным отсветом в новостях да зарубежной деятельностью. И тут номер один — это тот самый «куля в лоб» Яценюк.
Во-первых, он взлетел выше всех из главных фигур майдана. Во-вторых, несмотря на поражение в борьбе с Петром Порошенко, который и сбросил Арсения с поста премьер-министра, свои карты Яценюк разыграл идеально. В-третьих, в отличие от остальных майданных персонажей, Арсений не скрывается в полях кукурузы, а весьма активен, но активен «умно». Он участвует в разнообразных зарубежных форумах и конференциях, практически лоббирует интересы евроатлантистов, что позволяет ему беспрепятственно въезжать и выезжать с Украины. И всё это при его-то бэкграунде.

Арсений Яценюк и его «стена»
Это Сеня громко анонсировал и выбивал деньги на проект «Стена», он же «Европейский вал»: «После консультаций и ряда встреч по снижению цены проекта “Европейский вал” и повышению ее эффективности сегодня утвердим новую редакцию строительства “Европейского вала”. Государственная граница строится, она будет построена. Кто против, мы дадим возможность получить путевку по ту сторону границы».
Позже «Европейский вал» каким-то мистическим образом превратится в целую россыпь фешенебельных вилл, принадлежащих Яценюку. Но это ничуть не помешает Арсению. В каком-то инфернальном смысле, личность выдающаяся и… непотопляемая.
А вот «напарнику» Яценюка по майданному бизнесу Олегу Тягнибоку, который некогда считался главным нацистом Украины, повезло меньше. На майдане Олежка блистал, аккумулируя вокруг себя нацистских радикалов. Но стоило с фронта в конце 2014 года вернуться уже проверенным в боях в Донбассе нацистам, как Тягнибок вылетел из Рады, а его связи с финансированием со стороны Януковича почти полностью снесли «наци № 1» с пьедестала.

Олег Тягнибок
Когда началась СВО, формально Олег вступил в ряды ВСУ. Забавно, что однопартийцы Тягнибока по запрещённой в России «Свободе» не могут указать, где же мужественно сражается их вождь. И объясняют они этот «туман войны» не заботой о безопасности их лидера, а… «прирождённой скромностью» некогда самого скандального и крикливого политика Украины. При этом Тягнибок также плотно сидит на прибыльной волонтёрской работе, пока вести о гибели лично знакомых с ним националистов приходят целыми сериями.
Ещё один нацист — Дмитрий Ярош — также оставил свою славу позади на майдане. Нарочито брутальный лидер запрещённой в России нацистской организации «Правый сектор» на фоне рыхлого Тягнибока и внешне травоядного Яценюка выглядел для беснующейся толпы притягательнее. Он легко прошёл в Раду, но там его задор сельского «Рэмбо» с нацистским креном не оценили. Заметавшийся в политических играх Ярош сначала дистанцировался от ПС, а затем вылетел из парламента.
Позже Дима старался сколотить ещё одну нацистскую группировку, но политического веса его попытки не имели. Сейчас у него под началом некая «Украинская добровольческая армия», которая по большей части раздавала «почётные» звания и занималась исключительно фигурированием в информационном пространстве. С начала СВО, по заверениям самого Яроша, его «армия» на фронте. Однако сам Ярош, по майданной традиции прикрываясь травмой руки, далеко от фронта и снова пытается войти в политику. Или же он желает хотя бы сбросить всю ответственность за сатанинскую реальность на Зеленского, которого он регулярно критикует и бравирует своей «дружбой» с Залужным.
Опять-таки, даже список этих граждан, успевших сколотить на майдане хоть какой-то бизнес, очень длинный. Тут и генеральный прокурор Украины без юридического образования Юрий Луценко, получивший прозвище Плокулол за специфику речи, и националист Андрей Парубий, который ныне отсиживает своё доходное, но рядовое место в Раде, и т. д.
Суть же в том, что, несмотря на такой ассортимент, все эти люди внутри одинаковы, как подобные треугольники. Они разного возраста, телосложения и места рождения, но это как раз и характерно. Каждый склонен к популизму, громкой демагогии, непременно жуликоват и склонен к позёрству при максимальном уровне мимикрии. Как тут не вспомнить вывезенную на сцену «страдалицу» Юлию Тимошенко в модных туфлях Christian Louboutin. Это и есть ментальная суть любого майдана.
Один из архитекторов майдана, который на «празднике» так и не появился
Допустим, возродить в памяти этих «героев» майдана не так уж тяжело, как и припомнить фамилии зарубежных кураторов. А вот выкопать политические трупы тех, кто к майдану вёл Украину, значительно сложнее. Многие из них непосредственно в Евромайдане даже и участия не принимали и предпочитали не давать однозначных оценок происходящему.
И тут, по моему скромному мнению, пальму первенства стоит отдать в руки Леонида Кучмы, второго президента Украины, который умудрился усидеть в кресле главы страны более всех других — почти 11 лет! И дело не в том, что курс его политики был прозападным, а сам он ещё во время своего президентства издал книгу «Украина — не Россия», хотя в ней отчётливо читались даже не русофобские, а какие-то квазиарийские нотки.

Леонид Кучма
Суть в той системе, которую Кучма выстраивал и которая не могла чисто физически не разродиться майданом, а затем войной. Здесь стоит обратить внимание на другую якобы его книгу «После майдана 2005–2006. Записки президента». Вот что он пишет: «В чем бы меня ни упрекали нынешние правители, но я и сейчас глубоко убежден, что поступал правильно. Дать шанс стать на ноги отечественному капиталу — это всегда было для меня приоритетной целью. Ведь мы в 1991 году провозгласили курс на рыночную экономику. А разве возможна такая экономика без сильного национального капитала? Причем такого капитала, который глубоко сознает свою ответственность именно за национальную экономику».
Что же за этим сладкогласием стоит? Строительство олигархата, планомерное и последовательное, а также создание фактически феодального квазигосударства с зашитыми внутрь майданами и перспективой гражданской войны. И ведь ни один майдан не обошёлся без олигархических денег. Мог ли Кучма этого не понимать? Вряд ли.
Во-первых, его зять — олигарх Виктор Пинчук — ещё при президентстве Кучмы рвался со своим капиталом на Запад. Он активно участвовал в различных форумах, основывал различные мутные фонды и водил тесную «дружбу» с глобалистами Клинтонами. И это не помешало Кучме за символическую плату поделить между родственником Пинчуком и уже влиятельным Ахметовым приватизацию завода «Криворожсталь».
Во-вторых, уже при Кучме олигархическая система, тяготеющая к Западу и, соответственно, выводу денег в ту сторону, была полноценно сформирована. Коломойский уже был соучредителем финансово-промышленной группы «Приват», Ахметов не только считался олигархом, но и начинал официально заходить в политику и т. д.
В-третьих, уже во время второго срока президентства у самого Кучмы крайне обострились отношения с теми олигархическими группами, которых он и именует в своей книге «национальным капиталом». И, как мы знаем, в итоге эта олигархическая конфигурация свергнет Кучму. Так зачем же Леонид Данилович городил весь этот огород, смердящий болотом?
Для начала стоит понять, что Кучма правил достаточно долго, чтобы ощутить себя третейским судьёй между олигархическими кланами. А так как некоторое время эта убогая система работала, да и человеческое мышление часто фрагментарно, то Леонид решил, что его оставят в этом звании навсегда. Как говорится, хорошо же сидели, что началось-то?
К тому же стоит понимать специфику формирования современной Украины. «Независимый» Киев просто физически не мог объяснить право на своё существование без националистов и феодальных «своих» олигархов. Народ вполне закономерно задал бы вопрос: а зачем вы нам? И трендом на западное направление заболели не только обыватели, но и «элиты», ну, какие есть. Кстати, именно поэтому Кучма до сих пор в политике и вращается в тех же западных кругах.
Таким образом, список вышеозначенных экстремистов и террористов (далеко не полный, ибо «имя им — легион») не просто лёгкий дайджест или некая «таблетка памяти». Суть в том, что до сих пор витает мнение, мол, их обманули или классическое «не за то стоял майдан». Опасная иллюзия. Тысячи, десятки тысяч людей порой не без выгоды для себя добровольно пошли по пути политического украинства. А это самое украинство по своей генетике деструктивно, напоминает инфекцию и заканчивается бегством «украинцев» за рубеж с оставленной позади выжженной территорией.
И это важно понимать, особенно сейчас, когда в Шереметьево стоит такой вой, что в Гримпенской трясине собака Баскервилей от страха утопилась бы…
Сергей Монастырёв,












