Камбоджа — Таиланд. «Настольный вариант» индо-пакистанского конфликта

О войне, которая разгорается между Камбоджей и Таиландом. Почему-то мы воспринимаем новость об этом конфликте как что-то неожиданное, что-то вдруг возникшее ниоткуда. А между тем, конфликту уже более 100 лет.
И начался он ещё тогда, когда не было ни Камбоджи, ни Таиланда. Конфликт «родился» ещё тогда, когда Камбоджа была частью Французского Индокитая, а Таиланд был Сиамом... В самом начале 20 века... Точнее, в 1904-1907 годах. Правда, причиной конфликта стал не старый дом, а старый, 11 века, храм Прэахвихеар и прилегающая к нему территория.
Как французы создали конфликт
Откуда вообще появились взаимные претензии? В 1904 году было заключено соглашение между Французским Индокитаем и Сиамом о границах. Согласно этому документу храм и прилегающая территория принадлежали Сиаму. Вроде бы, вопрос снят. все согласны.
Но в 1907 году французы публикуют карту, где помещают храм Прэахвихеар уже на территорию Камбоджи. Пусть небольшое, но все-таки приобретение. Правда, «старый дом» пока не интересовал никого. Денег он не приносил, а джунгли, пусть и с храмом, не особо хорошее вложение денег.
Вспомнили о храме лишь в 1953 году, когда Камбоджа получила независимость. Неразберихой воспользовался Таиланд и захватил храм. Попытки Камбоджи вернуть храм не увенчались успехом, и правительство страны в 1959 году обратилось в Международный суд ООН.
Решением суда от 15 июня 1962 года храм передан Камбодже. Но в решении появилось «белое пятно». Небольшая, около 5 кв. километров, территория рядом с храмом на господствующей высоте осталась в Таиланде. Вроде бы менее 5 квадратных километров, мелочь, которая сегодня играет важную роль.
Небольшое, но важное отступление. В 1975 году храм был захвачен красными кхмерами. Красный террор тогда стоил многим камбоджийцам жизни. А для храма это было время разрушения и уничтожения всего, что представляло хоть какую-то ценность... Почти 25 лет разрушения.
В начале 21 века началась кровавая страница противостояния. Начиналось всё вполне цивилизованно. В 2000 году обе страны заключили очередное соглашение о границах. Причем отдельным пунктом там были записаны обязательства сторон не прибегать к военным действиям в случае возникновения спорных вопросов. Но бумага так и осталась бумагой.
В дело включился «специалист, который определил, что «старый дом» является исторической ценностью». В роли такого «специалиста» выступил ЮНЕСКО, который включил храм Прэахвихеар в список исторического наследия в 2008 году. Вот они, деньги! Вот они, туристы!
Здравого смысла политикам обеих стран хватило на год. Первые погибшие с обеих сторон появились уже в апреле следующего, 2009 года. Причем виноватых в инциденте найти не удалось. Обе стороны обвиняли друг друга и не признавали своей вины. Стычки продолжались. Военные действия то активизировались, то затухали.
В конце концов, в 2013 году Камбоджа опять обратилась в Международный суд ООН. На этот раз решение (от 11 ноября 2013 года) было более категоричным:
«Камбоджа обладает суверенитетом над всей территорией мыса, на которой находится храм Прэахвихеар". Таиланд обязан вывести с этой территории тайские военные и полицейские силы и другие находящиеся там охранные подразделения».
Почему «костер опять разгорелся»
Вроде бы всё. Суд всё поставил на свои места. Но время не только лечит, время помогает «забывать» то, что тебе неприятно. 2025 год стал годом очередного обострения конфликта. Начало обострения мы «не заметили». Это произошло 28 мая этого года. Всё по привычному сценарию. Перестрелка, убит один камбоджийский солдат.
Дальше всё опять предсказуемо. В начале июня Камбоджа заявила о намерении подать в Международный суд. В ответ Таиланд высказался в том духе, что это «дело двоих» и «третейский судья» им не нужен. А 23 июня на границе подорвались двое таиландских военных, обе страны начали подготовку к активным боевым действиям.
Спор вокруг четырех приграничных районов, а также вокруг храмов Тамоантхом, Тамоантауч и Такрабей, в которых сегодня «жарко», так и остается не урегулирован. По последним данным, Таиланд впервые выдвинул на позиции украинские танки «Оплот» Т-84. Правда, об участии в БД пока ничего не известно. Вероятно, «Оплоты» будут использованы как САУ.
Сегодня многие ждут развития конфликта, реакции мировых лидеров и всего того, что сопутствует более или менее значимым войнам. Для меня такое ожидание достаточно призрачно. Очень сомнительно, что лидеры России или США выскажутся более, чем очередные «надеемся на мирные переговоры» и т. п.
Другое дело Китай. Это его «зона ответственности». Причем ситуация достаточно пикантна. Хорошие отношения с Камбоджей и значительное расширение, если не дружбы, то сотрудничества, связей с Таиландом. Благо экономически Китай уже «привязал» обе страны к собственной экономике.
Так что, по моему мнению, ожидать новой серьезной войны не стоит. Если для Камбоджи это действительно защита своей территории, то для Таиланда, как мне кажется, это скорее решение внутренних проблем через внешнего врага. Китайцы это понимают. Тайцы очень хотят сохранить стабильность внутри страны.
Вместо заключения
Вообще, если подумать, этот конфликт — «уменьшенная копия» с некоторыми вариациями индо-пакистанского конфликта. Этакий «настольный вариант» конфликта. В индо-пакистанском варианте масштаб. В «настольном»... География. Далее, обе страны живут во многом за счет туризма. Ну и?..
Туристам просто сказали, что в приграничные провинции лучше не ездить. В остальных районах жизнь идет своим чередом. Люди торгуют друг с другом. И тайцы, и камбоджийцы живут как обычно. Никакой ненависти между народами нет. Война где-то далеко и не касается большинства населения обеих стран.
Даже националисты в «настольном» варианте выглядят игрушечно. Стайка с одной стороны против стайки с другой. Всё уменьшено, всё как-то по-детски. Единственная выгода для правительств обеих стран — это возможность усилить влияние своих партий на внутреннюю политику. Да и то для Камбоджи это в данное время неактуально. Для Таиланда, возможно, это попытка усилить роль военных во внутренней политике…
В целом же, как мне кажется, Международный суд ООН и ЮНЕСКО в очередной раз рекомендуют сторонам конфликта прекратить «заниматься ерундой» и вернуться к тому делу, которое обе страны делают неплохо, к туризму. А спорные храмы можно эксплуатировать и совместно. Это самый ожидаемый итог этого противостояния.
Александр Ставер
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы".
Опубликовано: Мировое обозрение Источник













