К встрече в Стамбуле киевская хунта готовилась тщательно. Но не в юридическом плане, закладывая в текст своего меморандума желаемые условия решения конфликта, а скорее в военно-диверсионной сфере, осуществив
Довольный этими террористическими актами Зеленский угрожающе заявил: «Россия должна почувствовать, что означают ее потери. Именно это подтолкнет ее к дипломатии».
О смене риторики Киева на более воинствующую невербально говорили изменения в составе украинской делегации, которая стала более милитаризированной, что, кстати, отразилось в их одежде. Если российская делегация была в костюмах, как это принято на дипломатических встречах, то половина представителей Зеленского – в зелено-черные цвета хаки, как будто прибыв с передовой.
Характерно, что, по просочившимся сведениям, стороны не стали пожимать друг другу руки, что является стандартной практикой во время международных переговоров любого уровня. Да и встреча их продлилась едва ли больше часа – практически в два раза меньше, чем
По большому счёту киевские представители приехали, чтобы получить текст российского меморандума и возможные комментарии к нему. Свой текст они слили в прессу за много часов до встречи, так что его успели разобрать на части вдоль и поперек.
В принципе, Зеленский даже огласил основные его пункты в своем заявлении: «Первое – полное и безусловное прекращение огня. Второе – освобождение пленных. Третье – возвращение похищенных детей. И чтобы установить надежный и длительный мир и гарантировать безопасность – готовить встречу на самом высоком уровне. Ключевые вопросы могут решить только лидеры».
Можно сказать, что киевский режим в очередной раз наступает на те же грабли, на которых он скачет уже не первый месяц.
О «безусловном прекращении огня» можно забыть сразу же, потому что любое перемирие – это определенные параметры его установления и контроля. Москва изначально обозначила два главных
«Освобождение пленных» – вопрос, который не вызывает особых проблем. Однако у Киева практически не осталось кого менять. Даже в последнем обмене «
«Возвращение похищенных детей» вообще нонсенс. Украинская власть их просто бросила на произвол судьбы при отступлении ВСУ. За это время они давно получили гражданство РФ, а многие из них уже не первый год живут в приемных семьях. И зачем им возвращаться в
Тем не менее глава офиса Зеленского Андрей Ермак передал на встрече список «сотен украинских детей», возвращения которых требует Киев с комментарием: «Возвращение украинских детей – неотъемлемая часть справедливого и прочного мира и ключевой элемент доверия, первый текст на искренность намерений».
А «встречу на высоком уровне» Зеленскому могут обеспечить только политики стран НАТО, вписавшиеся в его поддержку. О встрече с президентом России ему можно только мечтать. Да и зачем она, если киевская хунта вместо поиска компромисса выставляет ультимативные требования, как будто она побеждает.
На днях замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев отметил, что «зелёная тля ищет прямых переговоров с президентами США и России», чтобы обеспечить «мощную легитимацию насекомого за счет авторитета присутствующих». Вдобавок это позволит ему «отсрочить выборы», «дать сигнал своим националистическим элитам» поддерживать его и дальше, «получить право на продолжение воровства военного бюджета», а также закрепить мысль, что «даже ничтожная тля вправе подписывать бумаги по итогам военных событий».
Нужно отметить, что киевские представители передали свой меморандум на украинском и английском языках, на что глава российской делегации Мединский заметил: «Ничего, мы справились. В нашей делегации люди, знающие самые разные языки. Если что, двое свободно владеют японским». В то же время сами переговоры шли на русском языке.
В прессе были озвучены и те пункты украинского меморандума, о которых не сказал Зеленский, но они выглядят не менее нагло, чем указанные выше. Речь идет об отсутствии нейтрального статуса Украины и ограничений на ее вступление в НАТО. Хотя это один из краеугольных камней российских требований, из-за которых в принципе началась СВО.
Снятие санкций с России предлагается как поэтапный процесс с возможностью их повторного введения в любой момент, а замороженные российские активы предлагается использовать «для восстановления Украины». Как будто Киев выиграл войну и требует репараций, ненавязчиво назвав их «компенсацией» в тексте меморандума.
Некоторые эксперты считают, что украинский документ разработан с помощью британцев в «англосаксонском стиле» с постепенным сужением «коридора уступок» для российской стороны. По мнению профессора НИУ ВШЭ Дмитрия Евстафьева, «механизм возобновления санкций, встроенный Киевом в дорожную карту, вообще является классическим американским механизмом политического шантажа в процессе переговоров и даже после их завершения».
Несмотря на вовлеченность Запада в подготовку меморандума, в Стамбуле украинская делегация все-таки встретилась с рядом представителей европейской «коалиции желающих». Представители Германии, Великобритании и Италии
В итоге второй раунд переговоров, как отметил представитель турецкого МИД, завершились «не негативно». С заявлениями выступили обе стороны встречи.
Украинский министр обороны Умеров сказал, что договорились о новых обменах, в т.ч. об обмене телами военных «6000 на 6000», а также отметил, что Москва не согласилась на безусловное прекращение огня и на «встречу лидеров государств». Касательно текста российского меморандума он заявил, что Киев возьмет неделю на его изучение, а потом определится с дальнейшими шагами. Вместе с тем, киевские представители предложили провести новую встречу до конца июня.
Умеров также заявил журналистам, что «если бы россияне были готовы к прекращению огня, из самолеты не были бы взорваны».
Со своей стороны, Мединский подчеркнул, что «российская делегация довольна итогами второго раунда переговоров с Украиной». Стороны договорились об обмене всеми тяжелобольными военнопленными и лицами в возрасте до 25 лет, общим количеством от 1000 до 1200 человек.
Он также заявил, что Россия «в одностороннем порядке» на следующей неделе передает Киеву 6 тысяч замороженных тел украинских военных. Кроме того, на переговорах Москва предложила прекращение огня «на отдельных участках фронта на 2-3 дня», чтобы собрать тела погибших.
Мединский отдельно указал, что «тема детей была центральной». Киев предоставил список из 339 детей, которых он требует вернуть на Украину, и «устроил шоу для сердобольных европейцев».
Комментируя эти требования Киева, он отметил, что «нет ни одного похищенного ребёнка, а есть дети, спасённые российскими солдатами», приведя в пример события Второй мировой войны. При этом надо разобраться, где действительно находятся украинские дети, и не оказались ли они в Европе, как это было выявлено в других случаях.
В итоге, реальные результаты второго раунда переговоров – это новый обмен военнопленными и передача Киеву тел украинских военнослужащих. Остальные позиции сторон остались неизменными и, скорее, ужесточились, а их обсуждение будет продолжаться на следующей встрече. Если будет.
Несмотря на такой итог встречи, турецкий президент Эрдоган назвал эти переговоры «великолепными» и высказал надежду, что «Зеленский и Путин встретятся в Турции, а также приедет Трамп». По его словам, Турция планирует выступить с инициативой по организации саммита на уровне лидеров.
Довольно сомнительно, что при совершенно разных позициях Москвы и Киева к урегулированию конфликта, Турция надеется на проведение саммита. Ведь до него ещё «как пешком до Китая».