Лента новостей

16:46
Шок и трепет от США, или Холодный американский душ не успокоил ни Европу, ни Киев
16:12
«Глумятся над военными пенсионерами». Страны Прибалтики блокируют российские пенсии
16:11
Экс-лидеру львовской ячейки ОПЗЖ Инне Иваночко вынесли приговор — 13 лет тюрьмы
16:10
На Украине резко возросло число тех, кому не нравится направление развития страны – опрос КМИС
16:09
Евросоюз намерен наладить отношения с Китаем назло США
16:08
Умеров заявил о неизменности курса Украины на членство в НАТО
16:01
Встречу Зеленского и Вэнса перенесли в последний момент
15:59
Сенатор Климов: РФ не нуждается в G7 для диалога с США
15:46
Сергей Цветаев про Туве Янссон
15:24
В США не исключают членства Украины в НАТО
15:16
РФ и Украина провели обмен телами погибших военных
15:15
В Думе предлагают доплачивать россиянам за продолжительность брака
15:14
Жителям Германии внушают информацию о пользе употребления червей в пищу
15:13
В США причислили Россию к группе «нарушителей спокойствия»
15:06
В годовщину Исламской Революции Иран показал достижения в беспилотной авиации
14:52
Сергей Цветаев про Туве Янсон
14:39
Ученые исследуют возможные биологические угрозы с астероида Бенну
14:29
Джей Ди Вэнс допустил размещение американских военных на Украине
14:21
Макрон назвал Трампа электрошоком для Европы
14:20
Шмыгаль предлагает полезные ископаемые Евросоюзу и замену американских военных на украинских
14:19
В Кремле считают возобновление G8 неактуальным
14:18
«Новостей по урегулированию нет». В Кремле ожидают разъяснений по угрозам Вэнса отправить американские войска на Украину
14:17
Евродепутат: в ЕП царили паника и беспокойство из-за того, что Евросоюз не позвали на переговоры
14:10
На Украине за 3 месяца более 200 чиновников лишили фальшивой инвалидности
14:09
В Чили горбатый кит пытался проглотить туриста вместе с лодкой
14:08
МАГАТЭ подтвердило информацию о взрыве на Чернобыльской АЭС
13:56
Новости дня из Японии - теперь боятся не только Орешника
13:37
Умереть за миллион – новая афера Зеленского
13:31
Трамп высказался за восстановление «Большой восьмёрки»
13:23
На скорую руку перед конференцией в Мюнхене Киев устроил провокацию на ЧАЭС, обвинив РФ
13:22
«Келлог неадекватен». Спецпосланник США заявил о необходимости прямых переговоров Путина с Зеленским, вопреки нелегитимности последнего
12:50
Прорыв в квантовой физике? Ученые подтвердили существование «темной стороны» ядерного спина
12:36
Для борьбы с глобальным потеплением учёные предложили взорвать в нужном месте 1600 термоядерных бомб
12:32
Спецслужбы Латвии арестовали правозащитника Александра Гапоненко
12:31
«Сделка многих шокирует». Вэнс грозит России войсками США на Украине, если Москва не выполнит условия Трампа
12:30
Санкции против Порошенко недействительны из-за ошибки в документах. СНБО должен собраться повторно
12:29
Трамп «похоронил» БРИКС
12:28
Шеф Пентагона слегка сдал назад в вопросе членства Украины в НАТО
12:21
В сети появился ролик о том, чем может быть опасен День всех влюбленных на Украине
12:20
Благодаря помощи РФ в Приднестровье начал поступать газ
12:08
Беспилотник ударил по Чернобыльской АЭС - Новости СВО
11:53
Что такое ретроградный Меркурий
11:36
Вэнс отказал Шольцу во встрече. Канцлер призвал Бундестаг ввести «чрезвычайную ситуацию»
11:35
Европарламент утвердил резолюцию с призывом бойкота действующих властей Грузии
11:34
Путин поручил Минобороны улучшить механизмы поиска без вести пропавших на СВО
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»«Максимальная малозаметность»: как создавался и совершенствовался российский боевой самолёт пятого поколения Су-57

«Максимальная малозаметность»: как создавался и совершенствовался российский боевой самолёт пятого поколения Су-57


29 января 2010 года состоялся дебютный полёт опытного многоцелевого истребителя Су-57. Так Россия стала второй в мире страной — обладательницей авиации пятого поколения. Отличительная особенность этой машины — высокая малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. После завершения испытаний самолёт получил самую современную бортовую электронику, средства связи, системы информационной осведомлённости, а также управляемые ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность». Совсем недавно самолёт оснастили новым двигателем, который повышает его скоростные характеристики. По мнению экспертов, по совокупности боевых и лётных качеств Су-57 — один из лучших истребителей в мире.
«Максимальная малозаметность»: как создавался и совершенствовался российский боевой самолёт пятого поколения Су-57
  • Звено самолётов пятого поколения Су-57
  • РИА Новости
  • © Андрей Катаев

15 лет назад в небо впервые поднялся опытный российский истребитель пятого поколения. Полёт проходил на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Самолёт пилотировал заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан.

На тот момент машина была известна под индексом Т-50. Также её часто именовали «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК-ФА). Летом 2017 года самолёт получил название Су-57, под которым и пошёл в серийное производство.

Су-57 стал третьим в мире истребителем пятого поколения после американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Как заявил в комментарии RT заслуженный лётчик РФ кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов, эта машина, возможно, самая эффективная в мире по совокупности боевых и лётных качеств. 

«Без всякого сомнения можно сказать, что Су-57 имеет выдающиеся лётные и боевые возможности. Он сочетает в себе функции истребителя и самолёта, способного наносить удары по наземным и морским целям. При этом Су-57 очень скоростной, манёвренный, имеет самые современные средства связи, управления и может нести новейшее управляемое оружие», — отметил Попов.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Лямин констатировал, что, создав Су-57, Россия стала второй в мире обладательницей самолёта пятого поколения.

«Проект Су-57 был серьёзным вызовом для наших конструкторов. Эта авиатехника отличается широким использованием так называемых стелс-технологий, подразумевающих обеспечение малозаметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. По этой причине ракеты размещаются во внутрифюзеляжном пространстве, а сам самолёт изготовлен из радиопоглощающих материалов. Наряду с этим пятое поколение отличается высокой автоматизацией, информационной осведомлённостью и способностью поддерживать сверхзвуковую скорость без форсажа», — сказал Лямин.

Баланс и автоматизация

 

История Су-57 началась в 1999 году. Головным разработчиком самолёта было назначено ОКБ им. Сухого, имевшее большой опыт в развитии многофункциональных платформ четвёртого поколения. Первый макет самолёта появился в 2004-м. На его основе в Комсомольске-на-Амуре была собрана опытная машина, которая и поднялась в воздух в конце января 2010 года.

Су-57 кардинально отличается от истребителей предыдущего поколения. В частности, геометрия его планера и крыла оптимизирована таким образом, чтобы снизить радиолокационную заметность. Кроме того, весь самолёт выполнен из специальных радиопоглощающих композитных материалов.

  • Су-57
  • РИА Новости
  • © Алексей Майшев

По информации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»), машина получила самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование, вооружение и средства связи.

«Бортовое оборудование самолёта позволяет ему не только выполнять задачи автономно, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и в составе авиационной группы. Самолёт может применять широкую номенклатуру авиационных средств поражения «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», обеспечивающую решение истребительных и ударных задач», — говорится на сайте корпорации.

Характеристики бортовых систем не раскрываются. Однако известно, что Су-57 оснащается многофункциональной радиоэлектронной системой с активными фазированными антенными решётками (АФАР) разработки Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) им. В.В. Тихомирова.

Также по теме
Су-57 Грозное оружие: как реализуется программа по производству Су-57
ОАК передала российским военным партию истребителей пятого поколения Су-57, сообщила пресс-служба корпорации. В ВКС РФ также поступили...

По данным «Ростеха», АФАР дополняется оптико-электронной локационной системой, которая позволяет обнаруживать воздушные цели в передней полусфере. Таким образом, Су-57 может отслеживать и поражать воздушные объекты по всем направлениям.

Наряду с этим самолёт имеет так называемую систему «электронного пилота», которая оказывает лётчику всестороннюю информационную поддержку. Например, она способна выполнять большое количество вычислений на современных многопроцессорных системах в режиме реального времени.

«Полагаясь в критических ситуациях на гипотезный анализ системы, обрабатывающей всю входящую информацию, пилот может более качественно сосредоточиться на тактических задачах», — говорится в материалах «Ростеха».

Важными достоинствами Су-57 считаются бортовой комплекс обороны и система РЭБ, которые защищают машину от атак зенитных и управляемых ракет, выпущенных истребителями противника. Ударное вооружение истребителя пятого поколения состоит из модернизированной 30-мм авиапушки, новейших образцов управляемых ракет «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

Первый этап государственных испытаний Су-57 завершился в 2017-м. А в 2018 году самолёт получил боевое крещение в сирийской операции, где подтвердил заявленные высокие характеристики. В 2020 году в Комсомольске-на-Амуре было развёрнуто серийное производство машины.

Как считают в «Ростехе», при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения Су-57 вышел гораздо более манёвренным и не таким дорогостоящим, как американские аналоги.

Длина истребителя пятого поколения составляет 19,7 м, высота — 4,8 м, максимальная скорость — 2600 км/ч, практическая дальность при полёте в дозвуковом режиме — 5500 км.

Боевая нагрузка самолёта достигает 10 т. Согласно открытым данным, Су-57 способен применять широкую номенклатуру боеприпасов. Среди них — управляемые ракеты класса «воздух — воздух» РВВ-МД, РВВ-СД (Р-77), РВВ-БД (Р-37М) и управляемые ракеты «воздух — поверхность» Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59. Также самолёт имеет возможность применять корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.

По информации источников федеральных медиа, в арсенал Су-57 может входить малогабаритная гиперзвуковая ракета, предназначенная для поражения объектов ПВО-ПРО, радиолокационных станций, пусковых установок крылатых и тактических баллистических ракет.

Также по теме
Павел Сухой / самолёт пятого поколения Су-57 Легендарные «сушки»: как создавались и совершенствовались самолёты ОКБ Сухого
29 июля 1939 года началась история знаменитого ОКБ Сухого. Легендарный советский конструктор Павел Осипович Сухой создал десятки...

Важнейшими особенностями Су-57 также считаются автоматизация процессов управления и информационное обеспечение лётчика. В истребителе применена система интеллектуальной поддержки, при которой пилот получает только необходимые ему данные.

«Всю информацию потребовалось комплексировать в зависимости от этапа полёта и выполняемой задачи, что позволило предоставлять лётчику только те сведения, которые необходимы в данный момент. Технология интеллектуальной поддержки обеспечивает лётчику Су-57 помощь в решении задач с учётом текущей обстановки и прогноза её развития», — отмечается в материалах «Ростеха».

Как пояснил ранее начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев, на Су-57 достигнута максимальная автоматизация «рутинных» процессов пилотирования и боевого применения.

«Наша задача — сделать так, чтобы лётчик был ситуационно осведомлённым, чтобы он знал, что делает самолёт. Нужен баланс: с одной стороны, высокий уровень автоматизации, позволяющий системе «человек — машина» успешно решать поставленные задачи, а с другой — лётчик должен контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше», — сказал Дорофеев.

Выход на сверхзвук

 

Опытные и первые серийные образцы Су-57 оснащались двигателем «первого этапа». Так называется силовая установка АЛ-41Ф1 («изделие 117»). На ней летает многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35. Мотор обеспечивает носителю сверхманёвренность, тяговооружённость, малую заметность для радаров противника.

АЛ-41Ф1 стал первым российским авиационным двигателем, в котором применяется цифровая система управления на отечественной элементной базе. Также в него интегрирована плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания. Она позволяет запускать двигатель во время полёта без кислородной подпитки, что важно с точки зрения эксплуатации на плохо оборудованных аэродромах.

  • Су-57
  • © ПАО «ОАК»

Несмотря на высокие характеристики, АЛ-41Ф1 не соответствует всем требованиям двигателя пятого поколения. Однако, по мнению Попова, его установка на Су-57 позволила провести все необходимые испытания этого самолёта. Как полагает эксперт, будущие серийные истребители начнут оснащать так называемым двигателем второго этапа, или «изделием 30».

«Двигатель «второго этапа» уже полностью соответствует требованиям пятого поколения. В частности, он может держать крейсерский режим на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, то есть без чрезмерного расхода топлива. В прошлом году публиковалась информация, что Су-57 начинают оснащать новым двигателем. Видимо, работа по нему завершена и новые серийные машины будут летать именно на нём», — говорит Попов.

Разработчиком «изделия 30» является ОКБ имени А. Люльки. Как сообщали ранее на предприятии, двигатель позволит Су-57 быстрее взлетать, набирать высоту, совершать манёвры с большой перегрузкой при ведении воздушного боя.

Также по теме
Группа высшего пилотажа «Стрижи» на истребителях МиГ-29 «Приёмистый и манёвренный»: российская пилотажная группа «Стрижи» получила модернизированные истребители МиГ-29СМТ
Группа высшего пилотажа «Стрижи» получила первую партию глубоко модернизированных истребителей МиГ-29СМТ. В ближайшее время новые...

Кроме того, мотор получил новую электронно-цифровую систему управления, которая заметно упрощает работу лётчика, и бескислородную систему розжига топлива. Последняя исключает факеление — выброс огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. С точки зрения Попова, «изделие 30» будет иметь более высокий КПД от сгорания топлива, чем АЛ-41Ф1.

«С двигателем «второго этапа» Су-57 станет быстрее и ещё больше прибавит в малозаметности. Также он точно не потеряет в манёвренности», — уверен Попов.

Как считает Юрий Лямин, лётные и боевые качества Су-57 востребованы в современных вооружённых конфликтах, включая СВО. В то же время эксперт не видит необходимости в масштабном применении самолёта пятого поколения.

«Су-57 востребован там, где нужна максимальная малозаметность. Можно предположить, что в ходе спецоперации самолёт применяется в связке с реактивными БПЛА С-70 «Охотник», который как раз отвлекает вражескую противовоздушную оборону. И всё же какой-то особой потребности в использовании Су-57 нет из-за наличия у ВКС России большого числа современных боевых самолётов», — пояснил Попов.


Алексей Заквасин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх