Недаром Сеул форсировал в начале 2024 года
Во время своего первого президентства Трамп хотел поднять Сеулу счет за пребывание американских войск в РК до 5 миллиардов долл. США. Об этом он заявлял еще в 2019 году. Какие суммы он захотел бы предложить в 2025-м, можно только предполагать.
Именно поэтому Сеул попытался закончить переговоры как можно быстрее и уже в октябре этого года согласился на повышение выплат на 8,3% до 1,52 триллиона корейских вон (1,13 млрд. долл. США на дату соглашения) в год, начиная с 2026 года. Новое соглашение об оплате пребывания 28,5 тыс. американских военнослужащих в Южной Корее охватывает период с 2026 по 2030 год. Это позволит Сеулу условно «перескочить» президентство Трампа и договариваться о последующем продлении и возможных суммах расходов уже с пост-Трамповской администрацией.
Стоит отметить, что Сеул активно готовится к новому приходу к власти Дональда Трампа. В четверг 7 ноября президент РК Юн Сок Ёль провел телефонный разговор с избранным президентом Трампом, который выразил заинтересованность США в сотрудничестве с Южной Кореей в судостроительной отрасли, особенно в военном судостроении.
Буквально через пару дней, в выходной день – воскресенье 10 ноября, Юн провел заседание правительства по вопросам экономики и безопасности, на котором призвал руководителей министерств и ведомств созвать финансовые, торговые и промышленные консультативные органы, чтобы подготовится к потенциальным последствиям избрания Трампа.
Во время заседания Юн заявил: «Международные рынки уже начали реагировать на ожидаемые направления политики еще до того, как новая администрация США вступит в должность, поэтому правительство должно внимательно следить за рынками и обеспечить тщательную подготовку».
Руководитель Южной Кореи считает, что изменение политики новой администрации США может привести к значительным изменениям в мировой экономике и ландшафте безопасности, а «следовательно, это напрямую повлияет на нашу экономику и безопасность, поэтому тщательная подготовка имеет важное значение».
Руководитель РК рассчитывает на позитивную динамику судостроительной и нефтехимической отраслей в рамках энергетической политики Трампа. По его мнению, также важно укреплять сотрудничество с США в передовых отраслях, включая искусственный интеллект, биотехнологии и квантовые технологии.
На заседании правительства Юн отметил, что могут возникнуть значительные структурные изменения в сфере безопасности, а также заявил: «В обороне, основываясь на нашем прочном альянсе Южной Кореи и США, мы должны поддерживать сильное сдерживание против Северной Кореи и быть готовыми играть ведущую роль в содействии подлинному миру и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Президент также поручил руководителям министерств и ведомств тесно взаимодействовать с корейскими компаниями для отражения их потребностей в политике, чтобы наилучшим образом отвечать национальным интересам.
Стоит отметить, что в экономике Южной Кореи экспорт играет ключевую роль, а США являются второй главной страной-импортером корейской продукции. Если в 2023 году объем экспорта из РК в США составлял 115,7 млрд. долл. (значительно меньше, чем поставки в КНР – 124,8 млрд. долл. США), то за январь-сентябрь 2024 года объём южнокорейского экспорта в США (95,1 млрд. долл.), лишь ненамного уступил экспорту в КНР (97,7 млрд. долл.).
Учитывая эти цифры, а также тот факт, что во время избирательной кампании Трамп заявлял о планах введения 10-20% пошлины на все импортные товары, Южная Корея будет пытаться сохранить существующие объемы торговли с США даже в случае возможного введения новых импортных пошлин.
Во время заседания правительство РК проанализировало анонсированные Трампом пошлины на импортные товары и энергетическую политику, а также попыталось определить новые возможности для расширения двусторонней торговли и варианты уменьшения потенциальных негативных последствий введения повышенных пошлин.
Министр торговли Чонг Ин Кё отметил: «Хотя детали новой политики администрации Трампа все еще трудно предсказать, важно тщательно проанализировать ожидаемые двусторонние торговые актуальные вопросы и искать контрмеры для поддержания стабильных торговых отношений».
Ещё одной важной темой, которая беспокоит Южную Корею в свете избрания Трампа, стал вопрос дальнейшего военного сотрудничества с США.
Во-первых, у Сеула нет никаких гарантий, что новая администрация не захочет пересмотреть уже подписанное в октябре соглашение о стоимости пребывания американских войск в РК в 2026-2030 годах.
Во-вторых, Сеул беспокоит ухудшение отношений с Пхеньяном, который открыто назвал Южную Корею враждебным государством.
Дело в том, что Северная Корея формально отказалась от идеи воссоединения Корейского полуострова и внесла соответствующие изменения в Конституцию страны, а ее лидер Ким Чен Ын определил межкорейские отношения как отношения между «двумя враждебными друг другу государствами». КНДР даже изменила название аналитического центра, который занимается анализом отношений с РК, с «Национального института воссоединения» на «Институт исследований враждебных государств».
В-третьих, Сеул пытается выстроить отношения с КНДР по принципу «
В-четвёртых, Сеул ввязался в украинский конфликт, подыграв режиму Зеленского своим подтверждением отправки северокорейских военных в зону СВО. В связи с декларируемым желанием Трампа прекратить военные действия на Украине, возникает вопрос дальнейшего наполнения украинско-южнокорейского военного сотрудничества (особенно учитывая причастность Украины к созданию Северной Кореей
Во время заседания 10 ноября учитывались все эти факторы, а также говорилось о том, что Южная Корея рассчитывает на укрепление сотрудничества с США для усиления сдерживания Северной Кореи, улучшения безопасности и сотрудничества в оборонной промышленности.
В дополнение к исполнительной власти Южной Кореи, перспективами сотрудничества с новой администрацией США озаботилась и законодательная власть. По информации Национального собрания РК, опубликованной 11 ноября, парламентская делегация РК, состоящая из депутатов от правящей партии и оппозиции, собирается с визитом в США. Делегацию возглавит председатель парламентского комитета по иностранным делам и воссоединению Ким Сок Ки, а в ее состав войдут такие депутаты, как бывший министр иностранных дел Пак Чин и бывший начальник управления национальной безопасности администрации президента Ким Сон Хан.
Во время визита парламентская делегация проведет встречи с советниками Дональда Трампа, а также примет участие в Девятом стратегическом форуме РК-США (18-19 ноября), организатором которого является Центр стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Позитивным для визита южнокорейских депутатов стал тот факт, что на недавних выборах в американский сенат был избран Энди Ким – первый сенатор корейского происхождения в истории США (иммигрант во втором поколении). До этого в качестве представителя Демократической партии он трижды избирался в палату представителей от штата Нью-Джерси.
Энди Ким стал особенно популярным в США после событий 6 января 2021 года. Во время штурма Капитолия сторонниками Дональда Трампа он занимался уборкой в залах конгресса, что подняло его репутацию как трудолюбивого и преданного своему делу американского политика.
Со своей стороны, президент Юн также запланировал встретиться с Дональдом Трампом ещё до его инаугурации в январе 2025 года. По сообщению МИД РК от 7 ноября, ожидается, что такая встреча может произойти во время транзитного пребывания в США по дороге Юна на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, 15-16 ноября, Перу) или возвращения с саммита «Большой двадцатки» (G20, 18-19 ноября, Бразилия).
Как сообщают южнокорейские СМИ, в рамках подготовки к встрече с Трампом, который является известным любителем гольфа, впервые за последние восемь лет Юн начал снова тренироваться играть в гольф. По мнению экспертов, он учел историю с налаживанием хороших личных отношений через совместную игру в гольф между тогдашним премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом Трампом во время его первого президентского срока.
Для стран Азии совсем не удивительно такое «подстраивание» сотрудников всех уровней под интересы своего руководителя, которым для Южной Кореи являются США. Как говорится, если бы Трамп стал квадробером, то рядом с ним скакали бы разными животными руководители подчиненных США стран.
Читайте нас: