Лента новостей

18:52
«В войска поступят серийные образцы высокоточных средств поражения»: Путин — о программе переоснащения армии и флота
18:35
Какой юридический статус доллара и какова его защита
18:28
«Хочешь похоронить – плати!» В Одессе тела погибших украинских военных не выдают родным, пока те не заплатят деньги
18:27
Путин анонсировал свыше миллиона БПЛА для ВС РФ в этом году
18:27
Медицину США признали худшей среди стран Запада
17:50
Гаджетофобия: какие уроки необходимо извлечь из теракта на Ближнем Востоке?
17:43
Французский адмирал указал на террористические традиции Израиля
17:34
В Чечне призвали министра просвещения убрать из школьной программы теорию Дарвина — идёт вразрез религии
17:33
Закарпатский ТЦК мобилизовал весь техперсонал театра МУР
17:32
Вышедший из берегов Дунай затапливает венгерский парламент
17:31
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 19 сентября
17:29
В Конгрессе готовятся слушания после появления НЛО возле ядерной военной базы
17:24
Опять не блицкриг. Вояж Шольца в Среднюю Азию закончился «блицфиаско»
17:21
Германия поставила Украине еще 22 танка Leopard 1A5
17:20
Сикорский предложил передать Крым под мандат ООН
17:17
Немецкие танки брошены в Курскую область
16:37
ЕК: Украина осталась без половины своей электроэнергетики
16:36
Джонсон призвал незамедлительно принять Украину в НАТО
16:35
Германия продолжает вооружать Украину танками Leopard
16:34
СК возбудил дело в отношении экс-заместителя главреда «Новой газеты» Кирилла Мартынова
16:33
В Чечне призвали министра просвещения убрать из школьной программы теорию Дарвина - идёт вразрез религии
16:25
Европарламент призвал ЕС снять ограничения на удары Украины вглубь РФ
16:03
Спасатели борются с мощными лесными пожарами в ЛНР
15:42
Европарламент официально разрешил Украине атаковать Россию вглубь территории
14:54
Владислава Бакальчука обвинили в убийстве в офисе Wildberries
14:53
Politico: Урсула фон дер Ляйен захватила власть в Евросоюзе
14:52
Каладзе: мы не дадим использовать Грузию, как Украину
14:33
Война на Украине (19.09.24): Бои на Курском и Покровско-Кураховском направлениях...
14:28
Что происходит в Курской области сегодня, 19 сентября 2024 года: последние новости, обновлённая карта военных действий. Вооружённые силы РФ продвигаются, нейтрализуя противника
14:25
Китайские ученые научились обнаруживать самолеты-невидимки с помощью спутников Starlink
14:04
Discord засбоил в России после блокировки отдельных страниц Роскомнадзором
13:54
Путин хочет ответить на санкции ограничением экспорта сырьевых товаров, но России тоже нужны деньги
13:52
Рада одобрила переименование 327 населенных пунктов
13:37
Операторы FPV-дрона прямым попаданием уничтожили БМП противника в приграничном районе Курской обл.
13:26
Нейрохирурги впервые оценили опасность турниров по пощечинам
13:15
Генассамблея ООН потребовала прекратить оккупацию палестинских земель
13:07
«Почему китайцы могут сделать хорошую машину, а наши просто цены лупят?» Цена Lada Aura будет больше 3 млн рублей
13:06
Польша предлагает отдать Крым России после референдума
13:05
The New York Times: Израиль изготовил пейджеры со взрывчаткой с помощью подставной компании
12:57
NYT: Израиль создал подставных поставщиков пейджеров для «Хезболлы»
12:56
ЕС выделил Украине 160 млн евро на энергетику
12:44
Новейшей французской подлодке пришлось прервать испытания из-за технических проблем
12:26
Есть ли коммерческое будущее у «идеального варианта» лайнера Ту-214
12:12
В Киеве подготовили «план победы» Украины
12:03
Путин присвоил двум армиям звание «гвардейских»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Прибавь газу, машинист: что такое СПГ-поезд и зачем ему гигантский «холодильник»

Прибавь газу, машинист: что такое СПГ-поезд и зачем ему гигантский «холодильник»


Локомотив на сжиженном природном газе

Первый локомотив на газовом топливе построил и протестировал в 1887 году немецкий инженер-конструктор Готтлиб Даймлер. В то время поезда ходили на угле, позже перешли на дизельное топливо и электричество. Природный газ стал возвращаться на железную дорогу с середины XX века. Самые современные газовые локомотивы ездят на СПГ — сжиженном природном газе.

От гибридов до мирового рекорда

Потенциал СПГ как топлива для локомотивов исследуют с середины 1970-х. В 1987 году в СССР построили первые три магистральных тепловоза с газодизельными двигателями — они могли работать на дизельном топливе и СПГ. Довести первые СПГ-тепловозы до серийного производства не удалось.

Первый в современной России магистральный СПГ-газотурбовоз — тепловоз с турбинными двигателями — создали в 2008 году. Спустя год он установил мировой рекорд: провел грузовой состав из 159 вагонов массой более 15 тысяч тонн. Газотурбовоз попал в книги рекордов России и Гиннесса как самый мощный в мире, работающий на СПГ: его мощность составила 8,3 тысячи киловатт.

В 2013 году российские инженеры побили рекорд и построили СПГ-локомотив мощностью 8,5 тысячи киловатт. На сегодня это самый мощный газотурбовоз такого типа в мире.

Маневровый тепловоз на сжиженном природном газе
Маневровый тепловоз на сжиженном природном газе. Фото с сайта wikimedia.org

Наряду с магистральными тепловозами на СПГ, которые возглавляют грузовые составы, в России строят и маневровые — те, что работают на станциях. Опытные образцы газодизельных маневровых тепловозов появились в нашей стране в конце 1990-х. В 2013-м изготовили первый в мире маневровый СПГ-тепловоз с газопоршневым двигателем, а в 2022-м выпустили аналогичный тепловоз с двумя поршневыми двигателями.

СПГ-тепловозы оснащают газотурбинными и газопоршневыми двигателями внутреннего сгорания. Первые называют газотурбовозами, вторые — газотепловозами. В газотурбинном двигателе работу производит турбина, которая использует энергию нагретого газа. В газопоршневом механическую работу производит поршень: он совершает поступательное движение в цилиндре за счет расширения продуктов сгорания топлива.

Сжиженный газ хранят под давлением около 4,5 атмосферы в охлаждающих цистернах — температура в них должна быть не выше минус 161 градуса. Цистерну с холодным топливом встраивают прямо в железнодорожный состав — она занимает одну из секций. Внутрь помещается 17–20 тонн СПГ. Из-за работы охлаждающей системы СПГ-тепловозы отличаются большей шумностью.

Сбоку у цистерны есть специальные заправочные краны, куда подключают шланг. Заправлять поезда можно из привозных автоцистерн с СПГ или на железнодорожных заправочных пунктах, куда топливо поступает с газораспределительных станций. На таких станциях природный газ сжижают на месте с помощью криогенного оборудования. Подобная инфраструктура есть под Екатеринбургом, и для повсеместного использования СПГ-поездов ее недостаточно.

Российские инженеры продолжают разрабатывать новые СПГ-поезда. В планах развернуть серийное производство маневровых локомотивов, создать еще по два типа магистральных и маневровых тепловозов и подготовить существующие локомотивы для перехода на СПГ.

СПГ в море и в космосе

Жидкий природный газ подходит не только для заправки поездов. СПГ можно использовать для легкового и грузового транспорта — при этом его превращают в компримированный (сжатый) природный газ. Такое топливо в три раза менее плотное и хранится под давлением около 200 атмосфер: для этого подходят баллоны с толстыми стенками и не нужна охлаждающая система на борту автомобиля.

СПГ-бункеровщик «Дмитрий Менделеев»

На СПГ ходят морские и космические суда. Чтобы заправлять корабли не с берега, а в море, в России создали плавучую СПГ-АЗС «Дмитрий Менделеев». Сжиженные газы, в том числе метан, применяют как ракетное топливо.

Еще одна сфера применения СПГ — питание энергоустановок предприятий и объектов энергетики в труднодоступных районах. Для этого компактное жидкое топливо доставляют на место, превращают в обычный по плотности газ и используют, как природный: например, направляют по трубопроводам.


Антон Жарков


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх