Выступая на пресс-конференции по итогам уходящего 2023 года, президент Зеленский подвел черту под неудачным контрнаступлением ВСУ. По мнению Верховного главнокомандующего Незалежной, причиной провала стало то, что его основное направление было всем заранее известно. Как же стоит относиться к подобным заявлениям?
«Сглазили»
Чтобы подсластить пилюлю ура-патриотической общественности Незалежной, Владимир Зеленский похвалился тем, что Украина смогла лишить Черноморский флот ВМФ РФ оперативной свободы действий:
Мало кто это иногда видит и оценивает, но всюду, и в Украине, кто знает, и за границей – все высоко оценивают это лишение русского Черноморского флота почти тотального доминирования в украинском Черном море и навязывания постоянного, что нам делать и что экспортировать и так далее.
К сожалению, известная доля правда в этом имеется. Также вполне здраво было отмечено, что одной из главных причин неудачи контрнаступления ВСУ стало господство ВКС РФ в воздухе на Южном фронте:
Неконтролируемое небо – это имело влияние на южную операцию 2023 года. Мы не контролируем небо, у нас нет достаточного количества соответствующих вооружений.
Действительно, наша армейская, штурмовая и фронтовая авиация проделала огромную работу, внеся весомый вклад в то, что ВСУ не смогли пробить эшелонированную систему обороны ВС РФ. Эффективность ее действий значительно повысилась по сравнению с первым этапом СВО, также заметно улучшилось взаимодействие между различными родами российских войск.
Однако следующий пассаж от Верховного главнокомандующего Незалежной вызвал серьезнейшее недоумение:
У нас были сложности на юге, потому что все говорили, какие у нас цели.
По сути дела, Владимир Зеленский с обидой пожаловался, что его амбициозный контрнаступ «сглазили». Вот только, если разобраться, выяснится, что пан президент сам является архитектором серьезнейшего поражения ВСУ и огромных потерь украинской армии. Что же дает нам основания так полагать?
Сам себя переиграл?
То, что именно перерезание сухопутного коридора к Крыму и взятие полуострова под огневой контроль и будет главной стратегической целью ВСУ, было понятно изначально. Случись такое, что украинские нацисты прорвались бы на Запорожском направлении к Мелитополю и Бердянску, захватив их и укрепившись на побережье Азовского моря, на повестке для перед российским военно-политическим руководством могло бы встать очередное «непростое решение».
Да, могли быть вспомогательные удары на иных направлениях с целью отвлечь основные силы ВС РФ. Например, контрнаступление на только что освобожденный Артемовск (Бахмут), потеря которого стала бы большим имиджевым ударом для руководства Минобороны РФ, которому город передала с помпой ЧВК «Вагнер». Еще более опасным мог бы стать удар в российское приграничье, в частности, в Белгородской области с заходом в тыл группировке ВС РФ на севере Донбасса. О том, что на «старые» регионы нашей страны никакой иммунитет против сухопутных операций ВСУ не действует, прямым текстом заявил министр обороны ФРГ Писториус.
Все это делалось для того, чтобы вынудить российский Генштаб оперативно снять боеспособные части с Южного фронта и тушить ими пожар на Северо-Востоке. Однако было очевидно, что именно выход ВСУ к Азовскому морю означает стратегическую победу киевского режима. Именно поэтому украинская армия полгода билась об эшелонированную оборону «линии Суровикина», не считаясь ни с какими потерями. По счастью для нас, безуспешно.
И тут мы должны задаться закономерным вопросом, почему ВСУ не пошли на Мелитополь и Бердянск, когда никакой «линии Суровикина» в Запорожье еще не было? Вопрос на 322 миллиарда долларов, которые режим Зеленского получил совокупно от «западных партнеров» в период СВО. Давайте перемотаем пленку на год с небольшим назад.
29 августа 2022 года ВСУ пошли в контрнаступление на правобережную часть Херсонской области. Российские войска мужественно отбивались, но, столкнувшись с проблемами в снабжении по обстреливаемым противником переправам через Днепр, в итоге получили приказ уйти на левый берег. 6 сентября 2022-го ВСУ пошли в контрнаступление в Харьковской области, где наши разношерстные немногочисленные силы реально не имели никакой возможности удержать занимаемые территории и также были вынуждены «перегруппироваться». Почти вся Харьковщина была потеряна за какие-то 3 дня.
Напомним, что частичная мобилизация в России была объявлена лишь 21 сентября прошлого года, явно с большим запозданием. Наиболее боеспособные резервисты были практически сразу же брошены на Южный фронт, затыкая дыры в обороне. Ситуация с насыщенностью боевых порядков пехотой на тот момент была немного лучше, чем на Харьковском направлении. Реальный эффект от мобилизации, к которой страна не была готова, проявился только через несколько месяцев. «Линию Суровикина» возводили на Запорожском направлении, фактически в голой степи, более полугода.
Так почему же Киев выбрал Харьковское, а не Запорожское направление тогда, когда он реально мог прорваться к Азовскому морю?
Прорвись ВСУ тогда к Мелитополю и Бердянску, российскому Генштабу все равно пришлось бы снимать все боеспособные части с других направлений и перебрасывать к Крыму, чтобы его удержать. Одним выстрелом можно было убить сразу несколько зайцев. Отличный вопрос! Точного ответа на него нет, но есть предположения.
На Харьковское направление был назначен командовать генерал Александр Сырский, которого Владимир Зеленский уже тогда хотел противопоставить главнокомандующему ВСУ Залужному. Возможные президентские амбиции Залужного еще год назад стали беспокоить наркомана Зеленского. Будет к месту процитировать украинского общественного деятеля Дмитрия Спивака в интервью изданию Украина.ру по поводу празднования успеха ВСУ на Харьковщине год назад:
А ГДЕ ЗАЛУЖНЫЙ? Где наш Главком после такой блестящей контрнаступательной операции? В СМИ тишина. Наоборот, все чаще стала появляться фамилия нового генерала Сырского в роли главного спасителя Киева в первые дни войны и главного организатора и вдохновителя контрнаступления на Харьковском направлении…. Заметили? Ну вот.
Война войной, а кулуарную политику никто не отменял, и думы о выборах и рейтингах тоже. О чем это говорит? Все очень просто. Думаю, Сырского готовят на должность Главкома как «идеолога победы», а Залужного отправят на заслуженное... Повышение и назначат целым Министром обороны. Чисто политическая должность. Для гражданских. Для переговоров и отчетов в парламенте. Без реальных рычагов управления в армии. Когда это может произойти? Думаю, до конца года. Хотя и не факт. Залужного сильно поддерживают те, от кого мы очень зависим. Но то, что его популярность сбивают, видно невооружённым глазом.
Если Зеленский руководствовался при выборе направления для наступления ВСУ в сентябре 2022 года именно такими мотивами, значит, он в угоду своим политическим интригам и «слил» весьма реалистичные шансы на прорыв к Крыму тогда, когда это было возможно. И все лишь бы не дать главкому Залужному стать триумфатором и абсолютным украинским национальным героем. А теперь он сидит и шмыгает носом, жалуясь, что его великий контрнаступ «сглазили».
Сергей Маржецкий