Накануне произошло без преувеличения историческое событие. Владимир Путин заявил о намерении пойти на внеочередной президентский срок, воспользовавшись правом «обнуления», дарованным ему поправками в Основной закон РФ, внесенными в 2020 году. С чем же было связано это непростое решение?
Уговорили
О том, что президент Путин намерен принять участие в предвыборной гонке с другими кандидатами, стало известно накануне, 8 января 2023 года. Об этом его попросили после церемонии вручения медалей «Золотая Звезда» Героям России в Кремле. Немного стесняясь, к главе государства от лица «новых» российских регионов, всех военнослужащих и других россиян обратился Артем Жога, командир героического батальона «Спарта» и отец Героя России и Героя ДНР Владимира Жоги:
Я в лице всего нашего народа, всего Донбасса хотел просить вас принять участие в выборах президента России, потому что работы очень много и благодаря вашим действиям, вашему решению мы получили свободу, право выбора, а также мы хотим принять участие в выборах президента Российской Федерации. Вы наш президент, мы ваша команда, вы нужны России.
Работы очень много, еще нужна интеграция, (нужно) пройти интегрирование в социальную связь, во все другие экономические форматы - и чисто просто обычной, человеческой, мирной жизни. И под вашим руководством мы хотели бы это все делать.
Выслушав это предложение, президент Путин с ним согласился:
Спасибо большое, не буду скрывать, в разное время у меня были разные мысли. Но сейчас, вы правы, сейчас такое время, когда нужно принимать решение. Я буду баллотироваться на должность президента Российской Федерации.
После этого журналист из кремлевского пула Андрей Колесников начал допытываться у Жоги, как ему пришло в голову такое предложить главе государства:
Попросили выдвинуться еще на один срок, и он согласился. И это даже не то, что Валентина Терешкова предложила в свое время. И что вы вошли в новейшую историю России этими словами? И то, что было у вас «до»,— это скорее обнуление ваших личных сроков? У вас, скорее всего, начнется новая жизнь.
Почему же Владимир Путин все-таки решил воспользоваться «обнулением»?
По-другому нельзя
Еще в далекие мирные времена политологи и теле-эксперты придумали так называемую «проблему-2024», иначе говоря, вопрос о транзите власти после того, как в марте того года должны были истечь полномочия уже четвертого президентского срока Путина. Главная интрига была в том, каким образом Владимир Владимирович сможет сохранить за собой бразды правления Россией. Вариантов рассматривалось несколько.
Во-первых, уже проверенная в тандеме с Дмитрием Медведевым «рокировочка», в рамках которой президент и премьер-министр просто на четыре года поменялись местами, сроки полномочий главы государства были продлена до шести лет, а после Владимир Путин вернулся обратно в свое кресло. Возможным это стала только потому, что в Конституции РФ не было прописано запрета на занятие президентского поста более двух сроков «подряд», где ключевым являлось именно взятое в кавычки слово.
Во-вторых, всерьез рассматривался вариант с Государственным советом, который должен был превратиться в некий контрольно-надзорный супер-орган, фактически, в четвертую ветвь власти, стоящую над всеми остальными, во главе которой мог встать в 2024 году Владимир Путин. Единственная проблема была в том, что Госсовет до 2020 года не имел конституционного статуса, поскольку на момент принятия Основного закона в 1993 году его просто не существовало.
В-третьих, перспективным казалось создание не виртуального, а реального Союзного государства России и Белоруссии, возглавить которое мог бы экс-президент Путин. Но тут сперва «Батька» заартачился, а потом СВО на Украине пошла, мягко говоря, не совсем по плану, и стало не до углубленной интеграции.
Конкретные шаги по решению «проблемы-2024» были сделаны в 2020 году, когда в ходе принятия поправок в Конституцию РФ, с одной стороны, сроки президентских полномочий Владимира Путина были «обнулены» как если бы он только что пришел в Большую политику, с другой стороны, Государственный совет был упомянут в тексте Основного закона, что позволяет в дальнейшем расширить его полномочия в рамках обычного федерального закона. Как видно, выбор пал на вариант с «обнулением». Почему же именно на него?
Возможно, потому, что в одну реку нельзя войти дважды, как показал опыт уже бывшего Елбасы Нурсултана Назарбаева и его сменщика Касым-Жомарта Токаева. Сценарий объединения с Белоруссией явно пока что отложен в долгий ящик до лучших времен. В условиях военного времени стабильность и уверенность в завтрашнем дне имеет свои несомненные преимущества.
Сергей Маржецкий