Интересные
Получилось вот что: лодка К-152 «Нерпа» была передана 23.01.2012 в лизинг ВМС Индии. В индийском
Вообще лизинг по сути своей – это аренда с правом выкупа или без оного. В основном в мире подразумевается аренда с последующим выкупом, но в нашем варианте такого не случилось.
Причиной стало ЧП, случившееся в апреле 2020 года, когда на борту субмарины произошел взрыв баллона воздуха высокого давления. Оба корпуса лодки получили повреждения, кроме того, пострадало гидроакустические и радиоэлектронное оборудование.
После этого индийская сторона досрочно возвратила лодку из аренды. На 10 месяцев раньше срока, заплатив за пользование почти 2 миллиарда долларов США.
Правда, есть информация, что перед тем, как вернуть лодку, индийские специалисты произвели ремонт обеих корпусов. После этого в 2021 году «Нерпа» в надводном положении и в сопровождении кораблей Тихоокеанского флота пришла во Владивосток.
И вот теперь Главкомат ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы».
О чем это может свидетельствовать?
Некоторые уважаемые эксперты в этой области заговорили о том, что ВМФ России испытывает серьезные проблемы с ремонтом АПЛ проекта 971. Если бы это было именно так, то отказ от ремонта «Нерпы» был бы объективно оправдан.
Однако статистика ремонта и модернизации АПЛ проекта 971 свидетельствует об обратном.
К-419 «Кузбасс». ТОФ. Проходила ремонт на заводе «Звезда» с 2009 по 2016 годы. Замена и модернизация системы жизнеобеспечения, радиотехнического и гидроакустического оборудования.
К-317 «Пантера». СФ. Прошла капитальный ремонт с 2006 по 2009 годы на СРЗ «Нерпа». Замена аккумуляторных батарей, гидроакустического комплекса, модернизация систем управления и связи.
К-157 «Вепрь». СФ. Прошла ремонт в 2018-2020 годах.
К-335 «Гепард». СФ. Прошла ремонт в 2014-2015 годах.
В то же время сейчас на заводах проходят ремонты разной сложности атомные подводные лодки проекта 971 и Тихоокеанского, и Северного флолтов.
К-331 «Магадан». ТОФ. С 2015 года на ремонте с модернизацией под программу лизинга для Индии. После передачи (если такая состоится) имя «Магадан» будет передано другой лодке.
К-295 «Самара». ТОФ. С 2015 года проходит ремонт на заводе «Звездочка».
К-461 «Волк». СФ. С 2014 года проходит средний ремонт и модернизацию на СРЗ «Звёздочка». Сдача задерживается (2017 год).
К-154 «Тигр». СФ. С 2019 года ремонте и модернизации на СРЗ «Нерпа».
К-328 «Леопард». СФ. С конца июня 2011 года находится на ЦС «Звёздочка» в ремонте и переоборудовании. В декабре 2020 года спущен на воду после проведения ремонта и модернизации. Сдача (2020 год) задерживается.
В общем, получается, что из 10 оставшихся в наличии лодок, на службе 4 лодки и 5 в ремонте. «Нерпа» как бы подвисает.
Может сложиться не совсем правильное впечатление, что у нас действительно все очень плохо с ремонтом именно ЭТИХ подводных лодок. Но будем объективны: а с чем у нас сегодня вообще хорошо? В каком месте какой отрасли?
Проблемы абсолютно везде и во всем, начиная от кадров, что является главной проблемой по стране. «Эффективные менеджеры» в руководстве компаний, ничего не соображающие в том, что делают компании и остатки советских кадров на производстве, которых менять никто не спешит. Рабочим сегодня быть, увы, не престижно. Спасибо многолетней рекламе на ТВ и в Интернете.
То, что «Звездочка» в целом и «Нерпа», как филиал, в частности, справляются с ремонтом столь сложных устройств, как атомные подводные лодки, вообще на уровне трудового подвига.
Говорить о проблемах на судоремонтных заводах можно и нужно, но в рамках данной статьи мы этого делать не станем. Достаточно понимания того, что наши заводы пока в состоянии справиться с такими задачами, как ремонт АПЛ, хотя сроки выполнения работ смотрятся устрашающе. Но, повторюсь, вины заводов в этом нет. Лодки ремонтировались и будут ремонтироваться дальше. Вопрос только как это будет выглядеть в плане временного фактора.
Теперь идем дальше.
В некоторых СМИ промелькнула фраза, что у флота нет денег. Именно так объяснили фразу «Главкомат ВМФ по финансовым соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы».
Однако здесь имеется присутствие второй стороны медали. «У флота нет денег на ремонт» и «У флота нет ТАКИХ денег на ремонт» - фразы похожие, но смысл совершенно разный.
Давайте еще раз посмотрим на хронологию событий:
- на лодке случается ЧП;
- лодке делают ремонт силами индийских специалистов;
- лодку досрочно возвращают лизингодателю, раньше назначенного срока, отказавшись от выкупа;
- лодка на протяжении двух лет стоит на судоремонтном заводе;
- Главкомат ВМФ считает нецелесообразным ремонтировать лодку.
Что здесь можно увидеть? Да в принципе, все просто: индусы прекрасно понимали, что допустив такую аварию, они практически изуродовали лодку до нерабочего состояния. Потому, кое-как подлатав «Нерпу»/«Чакру», индусы поспешили ее вернуть России.
То, как лодка шла во Владивосток, уже свидетельствовало о том, что на ней не все хорошо. Иначе зачем отправлять за ней целый отряд из двух буксиров, аварийно-спасательного судна и танкера? Все просто: были сомнения в том, что лодка дойдет сама.
После того, как «Нерпу» благополучно дотащили до Владивостока, начался разбор того, что натворили индусы. То, что их корабелы подлатали основной и легкий корпуса, еще не делает лодку боеспособной.
Почти два года на проведение дефектовки – это много? Учитывая, какая это сложная система, атомная подводная лодка, нет, не много. И очевидно, сумма восстановления лодки превысила все расчеты, причем, прилично.
Здесь надо понимать, что решение принималось не второпях. Лодка-то не то чтобы старая, как раз, наоборот. Да, заложена была К-152 «Нерпа» еще в далеком 1993 году, но на воду ее спустили 24 июня 2006 года, а в строй ввели 29 декабря 2009 года.
Понятно, что судьбу лодки решали не за пару часов прений. Просто так взять и отправить на слом лодку, которой нет и двадцати лет – это непростительное расточительство. Видимо, индусы так сильно изувечили «Нерпу», что действительно, ее восстановление может быть нецелесообразным. Вполне возможен и такой вариант, что проще и дешевле построить новую лодку, чем отремонтировать до кондиции «Нерпу».
Не зря с момента возвращения «Нерпа» находится на отстое в СРЗ «Звезда» в Большом Камне, в апреле 2022 года на лодке была произведена выгрузка ядерного топлива. Возможно действительно, лодку уже приговорили.
Но вот в чем еще повод для раздумий.
В марте 2019 года в Нью-Дели было подписано еще одно российско-индийское соглашение о передаче Индии в долгосрочную аренду еще одной атомной многоцелевой подводной лодки проекта 971 из наличия ВМФ России, причем стоимость соглашения оценивается в 3,3 млрд долларов.
Лодка под условным индийским обозначением «Chakra III» будет передана после проведения ремонта и модернизации и войдет в состав индийского флота предположительно в 2025 году под тем же названием «Chakra», что и две другие атомные подводные лодки, арендовавшиеся у СССР и России. Срок аренды точно не известен, но составит не менее 10 лет.
Видимо, индийские атомные подводные лодки типа «Арихант», на которые делает ставку командование индийским флотом, не могут полноценно встать в строй по каким-то неизвестным нам причинам. И это толкает Индию в объятия России в плане лизинга российских атомных подводных лодок. Да, за приличные деньги, но…
Конечно, 3 миллиарда 300 миллионов долларов – это изрядная цифра. Но вот вопрос на не меньшую сумму – а не вернется ли и бывшая «Магадан» из Индии на буксире и не пойдет ли на слом, как и «Нерпа»?
Если у нас действительно проблемы с заводами, стоит ли так разбрасываться атомными лодками? Да, «Магадан» почти на 20 лет старше «Нерпы», но тем не менее. Это лодка, которая может служить России. Конечно, зарабатывание валюты в таких количествах – это тоже служба, но тут вопрос – а кому нужнее.
В целом ситуация неоднозначная, требующая дополнительной информации. Но вообще очень обидно, что атомная подводная лодка, прослужив 14 лет, пойдет на слом из-за криворуких индийских моряков. Доллары, конечно, хорошо, но боеспособные лодки – намного лучше. А у нас с ними не то чтобы восхитительно, скорее, совершенно наоборот.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: