Одним из следствий конфликта в секторе Газа стала возросшая протестная активность масс мигрантов с Ближнего Востока по всему миру, особенно в странах Запада, поддерживающих Израиль, и это неудивительно. Стараниями как палестинских боевиков, так и официального Тель-Авива, религиозный аспект противостояния, изначально очень заметный, стал ещё более выпуклым, что и подвигло мусульман всего мира, независимо от национальности и конфессии, выступать в поддержку единоверцев в «священной войне».
Пропалестинские демонстрации стали если не существенным, то уж точно весьма заметным фактором международной реакции на конфликт. В частности, именно надежда не допустить ещё большего накала страстей на улицах европейских городов, захваченных толпами манифестантов, обусловила быстрое и довольно единодушное первое осуждение Западом удара по больнице Аль-Ахли в Газе 18 октября, в результате которого погибло несколько сот человек.
Конечно же, сейчас ситуация отыграна к положению между «ничего не случилось» и «удар нанесла ХАМАС», но в первые часы даже ряд американских изданий возложил ответственность за него на Израиль, что весьма характерно. Впрочем, успокоению мусульманской общественности это никак не поспособствовало.
Свежие кадры из Европы, где толпы мигрантов в очередной раз сшибаются с полицейским спецназом в тумане слезоточивого газа, с новой остротой поставили вопрос, не случится ли свой «Париж» или «Лондон» где-нибудь в России. 19 октября появилась неподтверждённая информация, будто на фоне европейских беспорядков полиция Москвы и других крупных городов переведена на усиленный режим службы.
Эти слухи не были как-либо подтверждены официально, но подобные меры напрашиваются сами собой. Конечно, Россия не поддерживает Тель-Авив в этом конфликте, оставаясь на нейтральных гуманитарных позициях, а отдельные деятели, как глава Чечни Кадыров, даже прямо выступают в поддержку палестинцев, хотя и в порядке частного мнения. Отчасти благодаря этому, а в основном потому что основную массу мигрантов-мусульман в России составляют выходцы из постсоветских республик, которым до Палестины нет дела, никаких массовых манифестаций у нас не наблюдается.
Тем не менее 20 октября появилась информация, что в утром дагестанском Хасавюрте прошло некое пропалестинское собрание небольшого масштаба, которое было рассеяно полицией. По некоторым слухам, собрание было организовано радикальным исламистским подпольем, связанным с киевским режимом. Хотя этот инцидент сам по себе не назвать значительным, произошёл он в череде новых «мелких правонарушений» с националистическим и религиозным уклоном, которые совершают выходцы из ближнего зарубежья. На фоне глобальных событий эти факты, и так давно не кажущиеся «незначительными», выглядят ещё более тревожно.
Расшатыватели устоев
За последнюю неделю на «фронте» межэтнических трений в России произошёл ряд резонансных событий. 15 октября в Санкт-Петербурге была разгромлена вскрытая с помощью общественников молодёжная группировка, развлекавшаяся нападениями по национальному признаку: подростки, преимущественно азербайджанского происхождения, избивали русских под камеру и выкладывали кадры в Сеть. Кроме этого, молодёжная шайка занималась мелкими кражами и вандализмом. Всего было задержано порядка сотни (!) несовершеннолетних, так или иначе участвовавших в преступной деятельности.
Как они сами пояснили сотрудникам полиции, конечной целю всего этого было именно создание треш-контента для загрузки в соцсети и обретение таким образом дешёвой популярности. Националистический характер этого «творческого объединения» также подтверждён самими его участниками, которые в один голос заявляют, что главарь, некий Мамедов, прямо на входе объяснял новым членам своей шайки, что они будут нападать именно на русских. Небезынтересно, что сам Мамедов при этом учится (или, скорее, учился) на полицейского в одном из колледжей Челябинска.
Буквально на следующий день история получила продолжение. 16 октября Михаил Турканов ака Питбуль, боец «фанатского» добровольческого отряда «Эспаньола», выложил в соцсети
Опять же, не без помощи общественности, вскоре удалось выйти на наиболее рьяных преследователей семьи добровольца. 19 октября появилась информация, что несколько человек были задержаны и получили обвинения в разжигании межнациональной розни.
Параллельно с событиями в Санкт-Петербурге, схожая история произошла в Самаре. 16 октября в городе произошло две массовые драки: сначала между школьниками русского и взрослыми теперь уже таджикского происхождения, которые в итоге задавили оппонентов числом и возрастом, а затем между взрослыми, которые решили заступиться за своих младших, но не особо успешно. Источники на местах утверждают, что эти столкновения тоже произошли на межнациональной почве и были спровоцированы таджикской стороной.
Губернатор Самарской области Азаров эту точку зрения не принял и заявил, что конфликт был бытовым, но всё же объявил о подготовке профилактических рейдов и разъяснительных мероприятий в школах. Реакция на это последовала своеобразная: 19 октября глава местной таджикской диаспоры Назриев заявил, что в драке участвовали не таджики, а скорее цыгане, а сами малолетние бойцы выложили видео с нецензурными пожеланиями лично в адрес губернатора Азарова. В свою очередь, Следком не оценил «бытовую» версию конфликта и взял дело на особый контроль. 20 октября предполагаемые зачинщики драк были задержаны.
Верно и вечно
Любопытно, что в обоих этих случаях конфликты произошли между гражданами России – то есть речь (по крайней мере, формально) не о противостоянии коренных и недавно «понаехавших», а об именно внутрироссийских трениях на национальной почве.
Примерно этим же, только с религиозным уклоном, является скандал вокруг новой тысячерублёвой банкноты, которая возмутила общественность изображением православного храма без крестов по соседству с увенчанной полумесяцем башней казанского Кремля Сююмбике. Это вызвало большой резонанс, в том числе и в РПЦ (с резкой критикой выступил священник-блогер Островский), так что 18 октября Центробанк принял решение изменить дизайн банкноты.
Отчасти дело в том, что это уже который по счёту скандал с удалением православной символики из различных официальных изображений за последнее время. В начале октября много шума наделало видоизменённое, с удалёнными крестами, изображение памятника «Тысячелетие России», которое победило в конкурсе на новый графический символ Новгородской области. После скандала кресты на схематичное изображение вернули. В это же время и аналогичным образом завершилась история с граффити в Хабаровске, на котором один из символов города, Градо-Хабаровский собор, тоже сначала был изображён без крестов.
Правые силы видят в этом примету прогрессирующей исламизации страны и якобы «авансовые» поклоны властей разных уровней мусульманской части общества. Иногда это доходит до нездоровой ажитации, как в случае с новой тысячерублёвой банкнотой, на которой бывшая Введенская церковь, а сегодня Музей истории государственности Татарстана изображён в своём реальном нынешнем виде, без крестов. Меж тем обновление печатных матриц для банкнот обойдётся в несколько сот миллионов рублей.
Определённую роль в усилении разговоров о якобы «большем равенстве» мусульман и ползучем притеснении православных в России продолжает играть
Как оказалось, с такой характеристикой согласны не все мусульмане. 19 октября на заседании парламента Татарстана депутат Хамаев предельно тактично, но всё же выразил возмущение этим роликом и вообще поведением отца и сына Кадыровых. Правда, уже вечером глава республики Минниханов заявил, что сенатор выразил не общее, а своё частное мнение, да и сам Хамаев извинился за «эмоциональное высказывание». Характерно, что оба при этом выразили обеспокоенность за чувства братского чеченского народа.
Ставший в последнее время практически постоянным поток инцидентов на национальной и религиозной почве намекает на то, что государственная
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: