Telegram-канал «Пиночет печет печенье» рассказывает о роли «независимой» американской корпорации MCC.
За минувшие пять лет США потеряли Африку. Об этом весь год американским гражданам рассказывали главные американские СМИ — New York Times, Washington Post, Fox News и прочие выразители мыслей и чаяний американского истеблишмента.
Главная угроза американским возможностям на Черном континенте исходит из Москвы и Пекина, уверены в Вашингтоне. Пока Пекин, по мнению американских экспертов, подчиняет себе континент экономическими мерами, Россия действует хитрей, входя в Африку с помощью ЧВК «Вагнер», неофициальной международной политики и крайне необходимого многим африканским странам «экспорта безопасности».
Для противодействия Москве и Пекину и Вашингтон созвал недавно саммит Африка-США. Его цель — создать в Африке устойчивый пояс государств-клиентов, потеснить Китай в экономической сфере и дестабилизировать любые правительства, готовые к сотрудничеству с Россией. Для реализации этих целей у США есть большой набор инструментов, включая малоизвестную, но очень влиятельную в Африке, Корпорацию «Вызов Тысячелетия» (Millennium Challenge Foundation, MCC).
Автор Telegram-канала «Пиночет печет печенье» рассказывает о том, для чего США собирали в декабре бизнес-саммит США-Африка, какую повестку Вашингтон будет проталкивать на континенте в ближайшие пять—десять лет и для чего ему понадобилась якобы независимая корпорация «Вызов тысячелетия», руководство которой полностью состоит из высокопоставленных вашингтонских политиков.
Двойные стандарты
Саммит руководства США и глав 49 африканских государств должен был стать победным финальным аккордом в «успешной внешнеполитической кампании» президента Джо Байдена в 2022 году. Об этом без стеснения сообщил 12 декабря советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан, маловыразительный, сдержанный мужчина, который стал одним из ключевых игроков в администрации Байдена.
Впрочем, в тот день американские журналисты с самого начала начали «топить» позитивный настрой официального брифинга. Для начала у Салливана поинтересовались, почему на саммите США-Африка оказались такие страны, как Замбия, Эфиопия, Зимбабве и Руанда. Ведь они, по оценкам Вашингтона и главы Госдепа Энтони Блинкена, характеризуются как «страны с высоким уровнем нарушений прав человека». Под таким предлогом на устроенный в июне Саммит Америк в Лос-Анджелесе не были приглашены Куба, Венесуэла и Никарагуа, а ранее Эфиопия, Зимбабве и Руанда не попали на Саммит Демократий в декабре 2021-го. Нет ли тут двойных стандартов?
Салливан начал неловко уходить от ответа и опять попал под раздачу. Кто-то из журналистов вспомнил, что Экваториальная Гвинея заплатила в пандемию 90 млн долларов за вакцины против COVID-19 — но они до страны так и не доехали. Помощник президента тут же перевел тему, напомнив, что США все-таки поставили Африке 231 миллион доз вакцин и соорудили парочку линий по их производству.
В этот момент журналистам опять напомнили, что США собираются за три года вложить в Африку 55 миллиардов долларов. К реализации будущих программ «прогрессивного развития» будут привлечены серьезные силы в лице USAID, Министерства торговли и самого важного для данного направления — Корпорации «Вызов тысячелетия» (МСС).
Большой бизнес малыми силами
Американский президент Джордж Буш—младший войдет в мировую историю вторжениями в Афганистан в 2001 году и Ирак в 2003 году. Обе войны и их последствия унесли жизни сотен тысяч людей и самым плачевным образом сказались на образе США в государствах «Глобального Юга».
Чтобы поправить свои дела среди союзников в Африке, Азии и Латинской Америке и упрочить стратегические позиции в этих регионах мира, и была основана Корпорация «Вызовы тысячелетия» (МСС). Это формально независимое агентство, главой которого сейчас является глава Госдепа, должно было вкладываться в развитие транспортной, медицинской и образовательной инфраструктуры в странах с низким и средним уровнем подушевого дохода.
Одной из формальных причин для создания МСС стала эпидемия ВИЧ/СПИД в Африке. Якобы официальный Вашингтон был так потрясен ее размахом, что решил — африканцы себя сами не спасут, им срочно нужно руководство в этом деле, а ООН и его агентства занимаются не тем и не там.
Однако помощь выделялась вовсе не самым пострадавшим от эпидемии странам континента, а только тем, которые удовлетворяли многочисленным особым критериям. По «счастливой случайности», все эти показатели формировались исключительно американскими институтами, например, неоконсервативным фондом «Наследие» (Heritage Foundation). В результате помощь — а это около 10 миллиардов долларов, которые были вложены в дороги, больницы, покупку сельскохозяйственного оборудования, обучение фермеров, СМИ и эко-активистов, — направлялась африканским странам, которые с американкой точки зрения считались «демократичными», «демонстрирующими постоянный прогресс» на пути проамериканских реформ и успешно строящими «рыночную экономику».
Критики такого подхода не только отмечали, что помощь идет явно не в те области, которые могут вывести африканские страны из бедности или поднять их уровень промышленного развития. Многие обращали внимание на то, что программы МСС и ряд других американских программ успешно выстраивают их тотальную зависимость от Вашингтона. Например, строительство дорог и успешное хлопководство в Нигерии дополнялось программой привилегированного доступа африканского текстиля на американский рынок (AGOA).
Экспортная зависимость дополнилась импортной, когда во времена Обамы была запущена программа Power Africa. Получалось так, что МСС финансировал создание инфраструктуры перехода к «зеленой энергии» и обучал для этого кадры.
А в это время Вашингтон предоставлял африканским странам гранты, на которые сооружались объекты «зеленой энергетики»: от малых ГЭС до ветряков, ТЭС на биомассе и солнечных электростанций. Оборудование, конечно же, поставлялось американское.
Так, с одной стороны, загружались производственные мощности в США, с другой — создавался готовый рынок с сотнями миллионов потребителей. И, как заявил в первый день Американо-африканского саммита президент Байден, — «135 миллионов африканцев были впервые подключены к электрической сети».
Стратегия освоения Африки
Теперь США собираются сделать новый большой рывок, чтобы серьезно закрепиться на Черном континенте. О благотворительности речь не идет — США официально заявляют, что своими действиями собираются противодействовать расширению влияния Китая и России в Африке.
26 июня 2022 года на встрече «Большой семерки» в Германии Байден обнародовал планы огромных инвестиций в страны «Глобального Юга». Новая инициатива получила название «Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций» (PGII). В течение пяти лет ведущие страны условного Запада обещались вложить страны Третьего мира около 600 миллиардов долларов. На США здесь приходится треть — 200 миллиардов долларов.
Вашингтон не скрывает, что его в первую очередь волнует китайская инициатива «Один пояс, один путь» (BRI). Проникновение китайского капитала США связывают с ростом и усилением авторитарных правительств вне «цивилизованного мира». Особенно от американских СМИ и политиков достается китайской цифровой инфраструктуре и компании Huawei.
На прошедшем саммите Байден отдельно подчеркнул, что гарантии «цифровой безопасности» его очень волнуют. И так как, по его мысли, доминирующий в африканской связи Пекин будет «подрывать продвижение демократии», США через корпорацию «Вызов Тысячелетия» выделяет около 800 миллионов долларов на строительство информационной инфраструктуры на базе продукции американской корпорации Cisco. Кроме того, именно американские корпорации будут обеспечивать киберзащиту для тех государств, которым повезет раздобыть американский грант под этого дело.
Российская угроза
Второй важнейшей угрозой для американских планов оказались успешные действия России в Африке. Хотя ЧВК «Вагнер» никто из официальных лиц не назвал, эта явно подразумевается во всех случаях. На саммите Вашингтон прямо озвучил свои опасения — «российская угроза», по американской версии, представляет собой опасность для целого ряда центральноафриканских стран. Хотя уточнений не было, на полях саммита был подписано соглашения на 544 миллиона долларов, которое заключалось в сооружении транспортного коридора из сельскохозяйственных районов Нигера к портам Бенина.
Официально, конечно же, «для ускорения экономического развития жителей этого региона». В реальности, дело идет к созданию противовеса Мали и ЦАР, где, (как это с ужасом «обнаружили» журналисты New York Times), сильно влияние Москвы благодаря успешной работе российских инструкторов (западные СМИ, несмотря на многочисленные опровержения, продолжают приравнивать их к ЧВК «Вагнер»).
На этом, конечно же, использование такого инструмента как МСС, не закончилось. Официальные представители США подтвердили, что Корпорация в ближайшие два года вложит 5,5 миллиарда долларов в «прогрессивную повестку» в Африке. Она будет касаться как перехода к «чистой энергии», так и продвижения «медицинской безопасности» в регионе. Под это дело планируется возвести около 100 медицинских учреждений по всему континенту, обучить врачей и медсестер, а также построить, пока что в неназванных местах, специализированные лаборатории. Их целью будет, по официальным данным, изучение эпидемиологической обстановки на местах — то есть то же самое, что и в многочисленных спонсируемых Пентагоном биолабораториях по всему миру, в том числе в таких странах бывшего СССР, как Грузия и Украина.
Судя по всему, финансирование на такого рода цели и дальше будет поступать через МСС, средства которого Вашингтон теперь намерен «расходовать очень эффективно». Об этом говорил заместитель министра финансов США Уолли Адейемо.
Долги — оружие США
Еще одной возможностью использовать средства Корпорации «Вызов тысячелетия» станет «перезапуск» Африканской зоны свободной торговли. Официально ее запустили в 2019 году — но президент Дональд Трамп сумел поссориться с большинством африканских лидеров. Поэтому во время пандемии они дрейфовали в сторону Китая, который предлагал поставки вакцин, медицинского оборудования и финансирование локдаунов.
Завершение пандемии COVID-19 привело к экономическому росту далеко не во всех странах Африки. Многим из них грозит банкротство в наступающем 2023 году. Примеры тех, кто как Тунис, уже успел воспользоваться траншами МВФ для стабилизации своей экономики, африканских лидеров не вдохновляют. Тот же Тунис за три миллиарда долларов помощи вынужден был сократить госрасходы, урезать зарплаты госслужащим, начать программу их сокращения и продажи государственных предприятий частникам. Из-за этого в Тунисе растет безработица и уровень бедности.
США на этом фоне обещают простить часть долгов, через МСС вложить средства в транспортную и энергетическую инфраструктуру. При этом для африканцев не является секретом, что Вашингтон таким образом связывает воедино проблемы долга, экономического развития, торговли и национальной безопасности.
Хороший пример того, как это работает, дает Ангола. США заключили с ней договор о поставках оборудования для сети «зеленой энергии» на базе солнечных панелей на 2 миллиарда долларов. Производители оборудования, конечно же, американцы. Контракт одновременно повышает привлекательность Анголы на рынке «зеленых кредитов» — крайне популярной сейчас темы в банковских кругах, когда цели финансирования тех или иных объектов промышленной, городской, энергетической или транспортной инфраструктуры связываются с выполнением ряда экологических обязательств — сократить выбросы углерода в атмосферу, выполнить ряд целей ООН по устойчивому развитию, спасти какой-нибудь реликтовый вид животных или растений.
Получив такой кредит, Ангола сможет закрыть 70% своих обязательств перед ООН по снижению выбросов углерода. Страна получает хороший кредитный рейтинг и в будущем, будучи крупным поставщиком нефти, может переориентироваться на США. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что ангольский президент не так давно заявил, что его страна будет теперь пополнять свои военные арсеналы у Вашингтона, а не у Москвы — несмотря на то, что по версии Вашингтона, в стране наблюдаются серьезные нарушения прав человека, а в прошлом, до 1993 года, страны и вовсе находились по разные стороны в холодной войне.
США в настоящий момент втянуты в противостояние с Китаем и Россией. Такие инвестиционные агентства, как МСС, используются для перекраивания целых регионов и континентов под экономические нужды Вашингтона. Получатели «помощи» превращаются в государства-клиенты США, что официально считается одной из целей их африканской политики.














