Советские военные, прибывшие в 1936 году в Испанию помогать республиканской армии бороться с мятежниками, поражались странной испанской манере воевать. Это была какая-то причудливая смесь бесшабашной храбрости, беспорядка, в который весомую лепту вносили весьма влиятельные в рядах республиканцев анархисты, и нигде больше в мире не встречающихся способов сражаться.
Одна только манера накануне наступления оглашать приказ о нем по радио чего стоила: «Слушайте, товарищи! Двадцать девятого, на рассвете, появится наша славная авиация и обрушит на подлые головы врага много бомб, она будет расстреливать его из пулеметов. Затем выйдете вы, наши смелые танкисты, и в наиболее чувствительном для противника месте прорвете его линии. А уж затем, не теряя ни минуты, броситесь вы, наша дорогая пехота. Вы атакуете части противника, уже деморализованные, вы будете бить их и преследовать до полного уничтожения». Ну в какой еще армии мира такое было возможно?
Главный маршал артиллерии Николай Николаевич Воронов – один из тех советских военных, что сражались в Испании. Вот как он в мемуарах «На службе военной» описал начало своей боевой деятельности в испанской столице в 1936 году: «Батареи, оборонявшие Мадрид, действовали примитивными методами, разрозненно. Надо было организовать централизованное управление, чтобы сосредоточенным огнем бить по наиболее важным целям, наладить круглосуточное наблюдение за противником. Мне приглянулось в Мадриде 16-этажное здание фирмы «Телефоника-Централь», которая владела чуть ли не всей междугородной связью Испании. Какой широкий, должно быть, обзор открывался с крыши этого высотного здания! Вот бы использовать его для командного пункта артиллерии».
С фирмой удалось договориться, правда, ее директор предупредил, что в случае какого-либо несчастья фирма слагает с себя всякую ответственность.
Теперь надо было организовать связь командного пункта с батареями. Тут выяснилось: «Республиканская армия не имела телефонных аппаратов и полевого кабеля, поэтому пользовалась городской телефонной сетью. Батареи имели абонентный номер и вызывались через городскую центральную телефонную станцию. Батарейный наблюдательный пункт соединялся с огневой позицией тоже при участии барышни-телефонистки. Если телефон был занят длительное время, то барышня часто подключалась и задавала свой обычный вопрос: «Вы кончили?» Конечно, это не способствовало сохранению тайны переговоров. Впрочем, большинство телефонисток центральной станции горячо поддерживали народные войска и деятельно помогали артиллеристам в их боевой работе. В грозные минуты опасности телефонистки-патриотки с особым рвением следили, чтобы связь работала бесперебойно».
Внезапно возникла финансовая проблема – кто будет оплачивать использование артиллеристами телефонной сети?
Окончание следует
Читайте нас: