Гитлеровские военные немедленно ставили в строй большинство трофейного оружия и военной техники. Французская, чехословацкая, бельгийская, советская и даже польская «броня» и «стрелковка» были обычным делом в подразделениях вермахта и ваффен-СС.
Причем все это официально ставилось на вооружение, каждому образцу присваивался немецкий индекс, а военные предприятия порабощенных стран, такие, например, как бельгийская «Фабрик Националь» или чехословацкие «Чешска зброевка» и «Татра», продолжали выпуск своей продукции. Но уже в интересах Третьего рейха.
В Красной Армии подход к вражеским трофеям был иным. Чтобы не усложнять логистику, ремонт и обслуживание техники и вооружения, в РККА предпочитали использовать, прежде всего, отечественное оружие или поставленное союзниками по ленд-лизу.
Основная же масса захваченной техники, чаще всего неисправной, шла на переплавку. Впрочем, начиная с момента победы в Сталинградской битве, трофеев у советских войск стало очень много, в том числе, и во вполне рабочем состоянии.
Достаточно хорошо известны САУ, созданные на базе трофейных машин, – знаменитая «Коломбина» - Су-76 и самоходка СГ-122. Если первая была выпущена в двух сотнях экземпляров, то второй, представлявшей собой «гибрид» немецких самоходок StuG-III и советских 122-мм гаубиц, было создано всего три десятка. Хотя СГ-12, способная работать как прямой наводкой, так и вести огонь с закрытых позиций, была концептуально близка к современным САУ.
А в 1943 году трофейной бронетехникой была оснащена целая танковая бригада - 213-я. В ее первоначальном составе было 46 трофейных машин и четыре «Тридцатьчетверки». Воевала бригада героически, почти всегда находясь на острие атаки. Танкисты 213-й неоднократно прорывали линию обороны гитлеровцев, чему способствовала не только отвага бойцов, но и то, что появление «своих» машин не с той стороны почти всегда приводило немцев в замешательство. Чем неизменно пользовались наши танкисты.
Впрочем, узнаваемые очертания машин бригады однажды привел к тому, что по ее колонне «отработали» советские штурмовики, приняв ее за гитлеровское подразделение. К счастью, обошлось без жертв, но два бойца были ранены.
Основой 213-й бригады были трофейные Pz. III, IV, которые, уступая нашим «тридцатьчетверкам» по боевым и эксплуатационным характеристикам, тем не менее, были достаточно просты в использовании и обслуживании, что позволяло их успешно применять против вчерашних хозяев.
А вот, например, трофейные тяжелые танки Pz-V «Пантера» или Pz-VI «Тигр», несмотря на их отличные боевые характеристики, оказались менее востребованными в частях РККА, поскольку были гораздо более сложными в эксплуатации и требовали более серьезной ремонтной базы, чем предыдущие модели немецких танков.
Впрочем, их тоже ограниченно использовали. Во всяком случае, в начале 1944 года в главном Бронетанковом управлении Красной Армии даже издается «Краткое руководство по использованию трофейного танка T-V («Пантера»)».
В январе 1944 года в боях на подступах к Житомиру частями 3-й гвардейской танковой армии было захвачено значительное количество поврежденных немецких танков. По распоряжению заместителя командующего армией по технической части генерал-майора Ю. Соловьева, в 41-м и 148-м отдельных ремонтно-восстановительных батальонах создали по одному взводу из наиболее опытных ремонтников, которые в короткий срок восстановили четыре танка Pz.IV и одну «Пантеру». Через несколько дней в бою в районе Жеребки экипаж советской «Пантеры» подбил танк «Тигр».
В августе 1944 года рота гвардии лейтенанта Сотникова в боях под Варшавой успешно использовала как минимум три «пантеры» (которые и изображены на снимке).
Немецкие танки в составе РККА провоевали до самого конца войны, но все же эти факты являлись скорее исключением, чем системой. Прежде всего потому, что отечественная промышленность уже могла обеспечить танковые части необходимым количеством бронетехники, не уступающей танкам противника.
Читайте нас: