Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, неоднократно грозивший военной интервенцией в Сирию, в итоге устроил свою «Сирию» на юго-востоке страны. Влиятельное американское издание Politico 21 марта опубликовало статью, рассказывающую об ужесточившемся противостоянии между турецкими силовиками и курдским ополчением. Города Турецкого Курдистана превратились в руины, а сотни тысяч людей стали беженцами.
Все это не новость вчерашнего дня, но международное сообщество продолжает игнорировать скрытую войну Эрдогана то ли в силу занятости своими проблемами, то ли по каким-то другим причинам. В то же время гражданская война на юго-востоке Турции продолжает разгораться.
Турция = Сирия
Конфликт властей и запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) возобновился в июле 2015 года. Как отмечает Politico, насилие по принципу «око за око» превратилось в полноценную уличную войну на юго-востоке страны. По данным Международной кризисной группы, с августа в ходе силовой операции погибли как минимум 250 гражданских лиц. Неофициальная столица турецкого Курдистана Диярбакыр и город Джизре сегодня напоминают сирийские города. Диярбакыр на протяжении четыре месяца находился в осаде и стал местом самых жестоких стычек между службами госбезопасности и бойцами РПК.
«Все это напоминало Сирию. Мы собрали некоторые вещи для детей и убежали. Там ничего не осталось», — приводит издание слова жительницы Диярбакыра, ставшей беженкой. С ней согласен Раджи Билиджи, глава местного отделения Human Rights Assosiation, по его словам Диярбакыр разрушен так же, как и Кобани в Сирии, пострадавший от террористов ДАИШ (ИГ, запрещена в России). «Половина города больше не пригодна для жилья, другая половина также разрушена», — отмечает Билиджи.
Одной из примет гражданской войны стали сотни тысяч беженцев с турецкого юго-востока. По информации представителей ЕС в Турции, с августа более 400 тысяч людей покинули места своего проживания. Причем в некоторых городах речь идет фактически о 90% процентах населения. После правительственной блокады курдского Ширнака его покинуло примерно 50 тысяч из 63 тысяч жителей. Из Джизре, по данным местных властей, уехали от 100 до 120 тысяч жителей. Таким образом, Анкара сегодня сталкивается с проблемой не только сирийских, но и своих, турецких беженцев.
Молчание Запада
Politico пишет и о том, что Европа фактически игнорирует эти проявления насилия. У Брюсселя хватает своей головной боли, связанной с конфликтами в Сирии и Ираке и потоком беженцев оттуда, а теперь и терактами. ЕС солидарен с Турцией и тоже считает РПК террористической организацией, хотя многие западные страны поддерживают ее боевое крыло — Отряды народной самообороны, эффективно сражающиеся в Сирии против ДАИШ.
В Вашингтоне же ситуацию в Турецком Курдистане не просто игнорируют, а открыто ставят под сомнение. Накануне в Госдепартаменте США назвали «гипотезой» видеоматериалы журналистов о массовых жертвах среди курдского населения в Турции. «Я не собираюсь комментировать гипотетические предложения», — ответил официальный представитель Госдепа Джон Кирби на вопрос журналиста RT Гаяне Чичакян, поддерживает ли Вашингтон призыв к Совету по правам человека ООН расследовать массовые убийства курдов.
Съемочная группа RT также побывала в Диярбакыре и Джизре, где сняла репортаж о разрушениях и побеседовала с родственниками погибших мирных жителей, которые обвинили турецких военных в жестоких расправах. Телеканал Russia Today подготовил петицию в Совет по правам человека ООН с призывом к международному сообществу провести независимое расследование данных о предполагаемом массовом убийстве курдов на юго-востоке Турции. Ранее эти материалы проигнорировали крупнейшие международные организации — Human Rights Watch, Amnesty International и Международный комитет Красного Креста.
Реакция есть только со стороны России. Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал международное сообщество дать оценку действиям турецких властей и «расследовать беспристрастно и объективно» любую информацию о нарушениях прав курдов в Турции. Также Москва призывала Анкару обеспечить условия для прекращения насилия и возвращения на путь мирного урегулирования курдского вопроса.
Дальше — хуже
Но Эрдоган словно не слышит разумные доводы и при молчаливом одобрении Запада продолжает геноцид курдов. По мнению турецкого президента, на это есть веские причины.
Представитель Национального конгресса Курдистана в Москве Селахиттин Соро высказал в прессе мнение, что курды нарушили неоосманские планы Эрдогана в Сирии и Ираке. «Используя группировки боевиков, такие, как ДАИШ, "Джебхат ан-Нусра", Эрдоган пытался расширить свое влияние на соседние страны. Характерно, что там нападениям подверглись именно курдские районы. Однако курды остановили экспансию. Теперь Эрдоган им мстит и пытается отвлечь их внимание, атакуя курдов на юго-востоке Турции», — поясняет Соро. Кроме того, высокие результаты прокурдской Партии демократии народов (ПДН) на прошедших парламентских выборах в парламент подтолкнули турецкого президента снова начать войну против курдов, а партия ПДН стала объектом репрессий.
Но эта игра может быть опасна для режима Эрдогана — как и турецкие власти, курды настроены решительно. В Турции уже стали обыденностью теракты, ответственность за ряд из них взяли курдские активисты. Самое печальное, что в результате основными жертвами становятся мирные жители, в том числе дети и женщины.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров настроен пессимистично: насилию конца не видно, оно будет только нарастать. Эксперт рассказал, что на днях один из лидеров РПК Дуран Калкан объявил о том, что наиболее активные боеспособные курдские формирования готовятся спуститься со своих горных баз в города и начать еще более активное столкновение с государственными органами и силовыми структурами. «Более того, недавно состоялся съезд левых партий, в том числе и РПК, на котором был создан объединенный фронт для свержения Эрдогана и правящей Партии справедливости и развития, которую они назвали фашистской. Это начало серьезного этапа и до конца еще далеко», — уверен Багдасаров.
Шансов на реакцию и вмешательство международного сообщества Багдасаров не находит. Причина в том, что Турция является членом НАТО, а ЕС видит в ней партнера для урегулирования миграционного кризиса. При таком раскладе, по словам эксперта, дело может закончиться очень плохо. «Кровопролитие на юго-востоке Турции не прекратится, пока у власти Эрдоган», — резюмирует Семен Багдасаров.
Читайте нас: