Лента новостей

07:59
The National Interest: Почему российский флот боеспособнее, чем кажется
07:56
Истребители ЗВО уничтожили системы ПВО в ходе летно-тактического учения в Астраханской области
07:54
The National Interest: Заменит ли Россия МиГ-31 беспилотным перехватчиком ПАК-ДП?
07:52
На Тихоокеанский флот поступил первый модульный катер
07:44
La Stampa: Россия и США воюют за газ
07:42
Этот день в истории - 24 Августа
20:20
Почему Казахстан переходит на латиницу
20:14
За Серебренникова поручились Киркоров, Малахов, Бондарчук и пр.
20:10
Будущее под прицелом: Как предупреждать теракты нового типа и к чему готовиться завтра?
20:09
Рекс Тиллерсон пошел по пути своего предшественника-русофоба
20:04
В Раде хотят принять закон о «гибридной войне», чтобы закрывать СМИ, которые «очерняют действительность»
20:03
Украинцы на экспорт: британское рабство по европейскому безвизу
19:08
Польша: шизофрения прогрессирует
19:07
Безработицей по всепропальщикам! Рынок труда растет больше полугода
19:04
США продолжают провокации и конфронтации. КНДР моделирует атаку
19:04
Сатановский об Акербатском «котле» в Сирии: Неправильно давать какие-то прогнозы
19:03
Печальные новости, Европа: своих деток мало, а мусульман много?
19:02
The New York Times – рупор «кремлевской пропаганды»
19:02
Миф об украинских миротворцах. О чем говорили Сурков и Волкер
19:01
В Киеве украинцы жгут покрышки, требуя расследовать дело о похищении людей на Майдане
18:59
Гулять – так на последние! Украина нашла уголь на краю земли
18:59
На рубль надвигается «идеальный шторм»
18:58
«Тигры» и ВКС России сжимают котёл, завершая разгром ИГИЛ
18:58
Запад готовит грандиозный удар по России со всех направлений
18:56
Киев вывел на парад независимости Украины весь свой металлолом
18:56
Американцы подсчитали украденные у России триллионы
18:55
«Кузнецов» уходит в отпуск. Каким станет российский авианосец после ремонта
18:54
Советское танковое наследие на Украине близко к исчерпанию
18:10
Уроки сирийской войны
13:45
Окончательно потерялись в «перемогах». Украина прошла точку невозврата
13:44
Тополь-М против Minuteman III: почему наша ракета мощнее
12:50
Ядерное оружие КНДР: Сделано в США
11:38
В Киеве опять оценили Крым: хроники украинского стяжательства
11:37
Режиссёра Кирилла Серебренникова поместили в изолятор временного содержания
11:35
Украинская церковь заставит поляков покаяться за Волынскую резню
11:34
Важный свидетель Украины в «ракетном деле» наговорил лишнего
11:29
О режиссере Серебренникове, кастовости, и гораздо более равных свиньях
11:25
Ким Чен Ын зауважал Трампа?
11:09
Санкционные войны: Россия нанесет ответный удар
11:04
Почему украинским переселенцам не рады в соседней Белоруссии
11:03
Россия доедает теневые резервы валюты
10:59
Угроза на триллион рублей: ЦБ спешит на помощь банкам
10:59
Украина оказалась под прицелом российских ракет
10:55
Решить корейский кризис Трампу поможет звонок в Кремль
10:50
США собираются оккупировать энергетический рынок Европы
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
» » «Южные потоки» ждут своего часа

«Южные потоки» ждут своего часа

Затопит ли Москва «незалежный» транзит в Чёрном море?

 

«Южные потоки» ждут своего часа«Южные потоки» ждут своего часаНакануне визита в Грецию, который состоится 27−28 мая, Владимир Путин в статье, опубликованной местным изданием «Катимерини», подтвердил, что Россия не отказывается от идеи построить надёжный транзитный коридор в страны Южной Европы.

«Начиная с 2006 года „Газпром" активно продвигал проект „Южный поток". Однако на определённом этапе его выполнение стало невозможным из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии. Несмотря на то, что мы были вынуждены свернуть проект, вопрос о южных маршрутах доставки наших энергоносителей в государства Евросоюза остаётся на повестке дня», — отметил глава РФ.

Он напомнил, что Россия на протяжении двух десятилетий стабильно и надёжно снабжает Грецию природным газом. «Действующий контракт с Грецией продлён до 2026 года на благоприятных для неё условиях. Зная о расчётах греческого руководства превратить страну в значимый энергоузел Балканского региона, мы неизменно включали Грецию в планы по наращиванию поставок углеводородного сырья в Центральную и Западную Европу», — добавил президент.

Несмотря на вето, наложенное Брюсселем на реализацию амбициозного проекта, в феврале в Риме главы «Газпрома», итальянской компании «Эдисон» и греческой «ДЕПА» подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок российского газа по дну Чёрного моря через третьи страны в Грецию и Италию.

Помощник президента РФ Юрий Ушаков пояснил, что «документ не является окончательным инвестиционным решением». Впереди переговоры с рядом государств, хотя самым главным (и одновременно трудным) будет договориться с чиновниками Еврокомиссии.

По словам г-на Ушакова, Греция проявляет высокую заинтересованность в реанимации «Южного потока», «надеясь получить доходы от транзита». Для чего планируется превратить эту страну в крупнейший газотранспортный хаб на юге Европы.

Впрочем, окончательный формат проекта остаётся открытым. Чтобы организовать южный маршрут поставки российского газа в Европу, стороны намерены использовать предварительные результаты работ, проведенные компаниями «Эдисон» и «ДЕПА» в рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy). Сам Poseidon — это морская часть проекта ITGI, из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд., а строительство его морского участка — в € 350 млн.

Он имеет несколько конфигураций в виде продолжения как «Турецкого потока», так и «Южного». В частности, остаётся открытым вопрос, на побережье какой страны газовая транзитная магистраль «выйдет из пены морской». Есть три базовых варианта — Румыния (тогда трубопровод пройдет через Крым и будет совсем коротким). В случае, если первым бенефициаром станет Болгария (как предполагалось изначально), получится сэкономить, поскольку этот проект полностью готов. Наконец, «третьей страной» может оказаться и Турция. Но пока этот сценарий представляется наименее реалистичным в силу известных политических обстоятельств.

И у России, и у Европы есть объективная потребность в создании южного газотранспортного коридора, отмечает гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

— Все прекрасно понимают, что украинский транзит в долгосрочном плане абсолютно ненадёжен. Соответственно, нужно искать альтернативные варианты. Однако Брюссель цепляется за украинскую трубу, накладывая вето на реализацию новых проектов по доставке российского «голубого топлива» в Европу. Мотивация понятна — дать возможность терпящему экономическое бедствие Киеву заработать на транзите, чтобы самим меньше финансово вкладываться в поддержку нынешнего украинского режима.

— То есть, подоплёка имеет как экономический, так и политический характер. Но разве нестабильность транзита через «незалежную» не создаёт проблем европейским потребителям?

— В первую очередь, это касается стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а не грандов в лице Германии, Франции или Великобритании. В начале текущего года «Газпром» увеличил поставки газа в дальнее зарубежье на 40% - до 29,3 млрд. куб. метров. Из этого роста на долю потребителей ФРГ пришлось 7,8 миллиарда кубов, на Италию — 2,9 миллиарда, Великобританию — 3,5 миллиарда, Францию — 1,5 миллиарда кубометров. Что касается таких стран как Греция, Болгария, Венгрия, Словения, то их лоббистские возможности, по понятным причинам, гораздо меньше, чем у Германии, которая активно продвигает проект строительства «Северного потока-2».

— Насколько сама Россия заинтересована в «Южном потоке», ведь все основные «потребители-тяжеловесы» находятся в Западной Европе?

— Далеко не все. Объём поставок в Европу в прошлом году составил около 160 млрд. кубов. Если взять Италию, то она потребляет порядка 25 млрд. кубометров в год, Турция 27 млрд. (если считать, что эта страна относится к Европе) — одна половина по «Голубому потоку», другая через Украину и дальше по Балканам.

— Владимир Путин высказал мнение, что Греция могла бы стать газовым хабом на Юге Европы. Насколько это целесообразно, и какие выгоды сулит нам? Почему нельзя обойтись строительством второй очереди «Северного потока» с учётом того, что газ из Германии будет дальше распределяться по всей Европе?

— Начнём с того, что пока этот проект не реализован. Поскольку страны Восточной Европы в силу конфронтационных отношений с Россией, а также собственной завязки на транзит через Украину всячески этому сопротивляются. Есть вариант — поставлять газ в Южную Европу от «Северного потока-2» с помощью внутриевропейских газопроводов. Причем опыт функционирования системы OPAL (сухопутное продолжение газопровода «Северный поток») показывает, что «Газпром» может выступать в качестве одного из участников подобных проектов.

Очевидно, что украинский транзит изживает себя. Не случайно, крупнейшие европейские компании («E.ON», «Shell», «BASF"/"Wintershall», «OMV», «ENGIE») хотят строить «СП-2». Их акционеры не собираются зарывать свои деньги в песок. Они прекрасно понимают, что Украина как страна-транзитёр — это большая проблема, которую нужно решать путём создания обходных маршрутов.

Был вариант создать газотранспортный консорциум на Украине с участием европейцев, но они почему-то отказываются от этого «заманчивого» предложения.

Мы в своё время уже построили мощности под «Южный поток». Хотя и не на полные 63 млрд. кубометров, а на половину. Трубы на Черноморском побережье РФ, по сути, подведены до моря.

— Москва демонстрирует конструктивный подход, показывая готовность рассматривать разные варианты энергоснабжения Европы…

— Да, мы ведём себя конструктивно и готовы к сотрудничеству в любых форматах. Не отказывались мы и от предложения по «Турецкому потоку». Потому что, казалось бы, наиболее реализуемый «Северный поток-2» превращает Германию в транзитном плане во вторую Украину, поскольку тогда практически все экспортные маршруты будут проходить через неё.

Да, с одной стороны, это неплохо, повышается взаимозависимость с крупнейшей в Европе экономикой. Но диверсификация актуальна не только для потребителей, но и для поставщиков. После распада СССР более 90% российского газа шло на экспорт через Украину. Превратившись в монополиста, Киев потребовал для себя низких закупочных цен и высоких транзитных. Противостоять такому давлению было сложно.

— Получив «СП-2», немцы могут перенять «прогрессивный опыт» Украины?

— Когда одна компания контролирует почти 90%, возникает большое искушение потребовать для себя особых условий. Ведь кроме четырёх ниток «Северного потока», ещё есть газопровод «Ямал-Европа» (Россия-Белоруссия-Польша-ФРГ). Если суммировать все мощности, получается 145 млрд. кубометров в год из 160 млрд. куб. Хотя, понятно, что немцы — это крупнейший потребитель российского газа (около 40 млрд. кубов).

— Какие поставщики конкурируют с нами на южном направлении?

— Это газопровод TANAP и его продолжение по Европе — Трансадриатический газопровод TAP. Маршрут — через Грузию, азиатскую часть Турции, пролив Дарданеллы в европейскую часть Турции. Здесь должны быть построены два ответвления: через страны Восточной и Центральной Европы (Румыния, Венгрия, Австрия, Чехия), а также на юг (Греция, Албания и через Адриатику в Италию). Изначально предполагалось, что основными поставщиками станут Азербайджан, Туркменистан и, возможно, Иран. В итоге в качестве источниковой базы остался лишь Азербайджан (шельфовое газоконденсатное месторождение Шах-Дениз), поэтому от северного направления было принято отказаться.

TAP призван заместить снижающиеся поставки из Ливии. На юг Италии должны придти 8 млрд. кубов. Плюс по миллиарду в Болгарию и Грецию. Разумеется, ни одна из перечисленных стран не сможет полностью удовлетворить свои потребности такими объёмами.

Других альтернатив российскому топливу не просматривается. Много говорили о том, что США зальют европейский рынок своим сжиженным сланцевым газом. Но, учитывая кризис в отрасли, это едва ли возможно.

— А что касается выбравшегося из-под санкций Ирана или Туркмении?

— Пока у Тегерана нет разработанных проектов. Иранское руководство решает, как ему лучше поступить — продавать сжиженный газ или осуществлять обменные операции с Россией. Но пока о каких-либо прорывах на этом направлении не слышно. Что касается туркменского газа, то всё упирается в статус Каспия — Россия и Иран выступают против прокладки трубы из Средней Азии.

Сейчас на нефтяном рынке наблюдается оживление (с временным лагом оно отразится и на цене «голубого топлива»), что делает любые газотранспортные проекты более рентабельными.

— Ускорит ли это реализацию российских проектов, или главное — это политическая составляющая?

— На мой взгляд, это чистая политика. Потому что, с экономической точки зрения, «Южный поток» окупаем и конкурентоспособен. Все страны-участницы уже подписались под него (Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Италия).

Были созданы совместные предприятия с участием «Газпрома», но по мнению евробюрократов, Третий энергопакет предписывает, чтобы 50% мощности (по аналогии с «Северным потоком») были зарезервированы для других поставщиков. А какой смысл России качать азербайджанский газ? Или чтобы одна из двух веток, вообще, не была заполнена.

Обращает на себя внимание, что болгарские власти отозвали своё разрешение на начало строительства только после визита в эту страну американских сенаторов.

У России есть вполне понятное стремление окупить те инвестиции, которые страна уже вложила в строительство «Южного потока», говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

— Мы даже трубы закупили (к сожалению, импортные). На это были потрачены огромные суммы. Чтобы окупить эти вложения, необходимо, реализовать один из двух проектов: «Южный поток» или «Турецкий поток». Никто не хочет списывать эти инвестиции на убытки. Об этом и говорит президент — будем ждать более удачного политического момента.

Реализовать «Южный поток» по аналогии с «Северным потоком» (когда 50% мощности простаивают) при нынешней ценовой конъюнктуре просто нерентабельно. Вообще, доходность экспортных поставок газа сегодня соизмерима с поставками внутри страны.

Средняя цена, которую «Газпром» имеет в Европе, примерно $ 130-$ 140 за тысячу кубов. Если же убрать доставку («транспортное плечо»), то, конечно, гораздо меньше.

— Стремление заработать валюту важнее газификации страны? В конце концов, добавленная стоимость продукции химической промышленности гораздо выше, чем сырья.

— На мой взгляд, развивать инфраструктуру внутри страны важнее, чем тратить миллиарды долларов, которые из-за политических разногласий будут лежать мёртвым грузом или списаны в убыток.

 

Василий Ваньков

Фото: Zuma/ ТАСС

 





Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров


Loading...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх