В США уронили первый F-35: что это значит?

 Приказа верить в чудеса не поступало
У американцев упал их первый F-35. Как обычно, отличились морпехи. Что произошло, что это значит на самом деле и почему F-35 все равно нет альтернативы?

Истребитель F-35B упал в 11:45 по восточному североамериканскому времени (18:45 по Москве) в окрестностях авиабазы Корпуса морской пехоты Бофорт (штат Южная Каролина). Угробленная машина принадлежала 501-й учебной истребительно-бомбардировочной эскадрилье Корпуса морской пехоты США. Эскадрилья входит в состав 31-й авиагруппы Корпуса (по смыслу это авиаполк).

Официальных причин падения пока нет. Пилот успешно катапультировался, жертв и разрушений на земле нет(машина воткнулась в заросли на берегу).

Что тут можно сказать, если задаться целью не скакать от рефлекторной радости, что у ненавистного соседа Кольки корова сдохла?

F-35B — самый проблемный самолёт из всего семейства. Напомним, братьев-акробатьев у вашингтонского папеньки три. Версия A — истребитель-бомбардировщик для ВВС, нормальная машина на замену вечным F-16. Версия C — он же, но палубный, для авиации флота (менять будет F/A-18). И версия B с укороченным взлётом и вертикальной посадкой — для Корпуса. Со специально приделанным за кабиной вентилятором и поворачиваемым вниз соплом двигателя.

Машины не одинаковые, но в основе максимально унифицированы. Самолёты нынче выходят дорогие, поэтому желание сэкономить на трёх проектах для лебедя, рака и щуки, тянущих на себя одеяло воздушной мощи, понятно.

Место крушения F-35B в Южной Каролине

Но проблемная машина не значит обречённая. Тот факт, что первый F-35B удалось свалить только на одиннадцатом году после первого полёта, на шестой год после первой поставки в войска на облёт и на четвёртый год после объявления о достижении ими начальной оперативной готовности (IOC), уже о многом говорит.

Разъясним: вот, скажем, «самый первый пятый» F-22. Падать начал ещё на испытаниях прототипа в апреле 1992 года. И продолжает: сейчас в коллекции уже пять разбитых машин и два убитых пилота, а всего — 13 серьезных инцидентов с отказами, посадками на брюхо, пожарами и проч. На его фоне F-35B пока что очень неплохо держится, как и его братья с необрезанным взлётом.

За всем семейством пока, кроме нынешнего падения, только разрушенный ротор турбины да два пожара(один — в полёте), все три инцидента без жертв и падений.

Нынешняя авария вышла на первый план, и на какое-то время забьёт информационный фон последних дней. А он крайне любопытен.

Последствия крушения F-35B

Во-первых, ещё в начале недели англичане впервые начали полёты своих F-35B с авианосца «Куин Элизабет». Истребители садились вертикально, а взлетали с трамплина. Событие какое-то время секретили и только под конец недели выставили-таки в прессу. Что можно сказать? Международная программа F-35 прошла ещё один важный этап. А Великобритания после восьмилетней паузы вернула себе палубные самолёты — последние «харриеры», напомним, летали в конце 2010 года.

Во-вторых, и это тем более интересно, непосредственно перед падением в Южной Каролине на другой стороне Земли отличился ещё один F-35B, чья задница, как завещал нам сержант Хартман, принадлежит Корпусу. Утром 27 сентября, взлетев с борта универсального десантного корабля «Эссекс», самолёт 211-й истребительной эскадрильи нанёс удар по боевикам «Талибана» в афганской провинции Кандагар. С чем летал, официально не сообщили, но на приложенных к отчету фотографиях на подвеске разглядели 1000-фунтовые (454 кг) корректируемые фугаски GBU-32 JDAM.

F-35B

IOC есть IOC, а первое боевое применение — вот оно. Флотские свой F-35C ещё даже не приняли: по планам в феврале следующего года объявят об IOC, и то если опять сроки не сорвут.

Программа F-35, на которой за последние лет десять не оттоптался только ленивый и нелюбопытный, продолжает двигаться вперёд.

Можно сколько угодно твердить про не самые удачные решения (а там есть за что выпороть конструкторов), сомнительную боевую эффективность универсальной машины «три в одном» (опыт универсализаторов с F-111 есть, но никого ничему не научил) и чудовищную (по нашим меркам, а по американским?) дороговизну.

Но авиаорда «тридцать пятых», какими бы хроменькими и убогонькими они ни казались, уже стоит у дверей, и именно этой платформе уготовано стать самым массовым самолётом пятого поколения в мире: и по числу выпущенных машин, и по числу стран, взявших их на вооружение. Чудес не бывает.

Вернуться назад