ПАК ДА (проект)

ДАННЫЕ НА 2014 г. 
 
Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).

Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 - контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО. Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).

Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.


Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА (образ август 2013 г., http://militaryrussia.ru).



Гипотетическое изображение возможного варианта сверхзвукового ПАК ДА (образ 2009 г., http://militaryrussia.ru). После заявления главкома ВВС от 06.08.2013 г. о том, что ПАК ДА будет дозвуковым данное изображение потеряло свою актуальность.

28 ноября 2013 г. в СМИ заявлено, что в сентябре 2013 г. завершено согласование ОАК проектов с Министерством обороны и с 2014 г. начнутся полномасштабные ОКР по проекту ПАК ДА.

Предполагаемая дата первого полета (по планам 2007 г.) - 2015-2017 г.г., летом 2009 г. объявлено о том, что первый полет состоится в 2015 г.  В конце 2011 г. первый полет прототипа планируется уже на 2020 г., принятие самолета на вооружение планируется в 2025 г. 28 июня 2012 г. в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Согласно заявлениям для прессы 2011 г. - первой половины 2012 г. первый полет самолета ожидается в 2020 г. 26 сентября 2012 г. в заявлении для прессы Главком ВВС Виктор Бондарев сообщил, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета (в очередной раз) утвержден. Появление первого самолета и начало испытаний планируется уже на 2022 г. (источник).

11 апреля 2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что "создание комплекса идет по программе. Его принципиальный облик сформирован, акты подписаны, и сейчас промышленность начинает элементную разработку систем в этом самолете". Производство самолета в перспективе планируется на Казанском авиазаводе. 09 июля 2013 г. в СМИ объявлено, что разработка самолета начнется в 2014 г. «Туполев» закончит работы над тактико-техническими характеристиками ПАК ДА до конца 2013 года, а в начале 2014 года представит Министерству обороны России расчет бюджета научно-исследовательских работ по проекту. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2020 году. Наконец, 06.08.2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил СМИ, что ПАК ДА будет дозвуковым, а так же будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160.

23 декабря 2013 г. командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев заявил, что разработка ПАК ДА на этапе проекта завершена в 2013 г. (видимо имеется ввиду эскизный проект), в 2014 г. начнется стадия ОКР. Самолет выйдет на испытания в 2019 г. и в 2025 г. начнутся поставки самолета в ВВС. Позже, 13.02.2014 г. заявлено, что контракт на создание ПАК ДА подписан в декабре 2013 г. и программа будет включена в программу создания вооружений на 2016-2025 г.г.

Дата объявления планов Планируемый год первого полета
2007 г. 2015-2017 г.г.
лето 2009 г. 2017 г.
20.12.2011 г., 28.06.2012 г. 2020 г. - первый полет прототипа, 2025 г. - принятие на вооружение
сентябрь 2012 г. 2022 г.
2013 г. 2020 г. - серийное производство и поступление в ВВС (ист. - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев)
2013 г. декабрь 2019 г. - первый полет
2025 г. - поступление в ВВС (командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев,  источник)
2014 г. май 2019 г. - первый полет
2023 г. - завершение испытаний и поставки в ВВС (главком ВВС России Виктор БОндарев, источник)

Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета.

После информации от 06.08.2013 г. о том, что самолет будет выполнен дозвуковым и сможет нести больше и более мощной полезной нагрузки, чем, например, Ту-160 не лишено смысла рассмотрение аэродинамической схемы "летающее крыло" с несколькими параллельными отсеками для полезной нагрузки.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ завершен первый этап испытаний модели схемы «Летающее крыло» при крейсерских скоростях (до М=0.88) и больших числах Рейнольдса (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. «Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский. Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости — до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших - до 200 мест - размеров (источник).


Модель варианта компоновки лайнера типа "летающее крыло". ЦАГИ, 2011-2013 г.г. (источник).

Двигатели: в 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова":
- к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;
- разработан аванпроект двигателя;
- сформирован перечень критических технологий.
(источник)

Вариант - 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса "изделие 117C" (предположительная информация).
Удельный расход топлива - 1 кг/км пути на 1 двигатель

ОКО "Кузнецов" (двигатели НК) - в 2012 г. по проекту разработки двигателя для ПАК ДА подготовлено техническое предложение по двигателю для включения в эскизный проект ПАК ДА (ист. - Чуйко).

Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО "Кузнецов" с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г. Возможно, в источнике двигатель упоминается не в связи с программой ПАК ДА, а в связи с программой модернизации Ту-160 (источник).

ТТХ самолета:
Масса - около 125000 кг 
Масса топлива - до 50000 кг
Масса полезной нагрузки - не менее 30 т

Дальность действия - 12500 км
Радиус действия - 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
Скорость максимальная:
- 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
- 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская - более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
 
Вооружение:
- перспективные гиперзвуковые ракеты (источник)
- КРБД типа Х-101 и подобные перспективные образцы;
- высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиолокационные (для прорыва ПВО противника);
- свободнопадающие бомбы;
- воздушный носитель оперативно-стратегического РУК (разведывательно-ударный комплекс) с баллистическими ракетами воздушного базирования (например, типа "Искандер", согласно сообщениям СМИ начиная с 2005 г.);
- ракеты "воздух-воздух" для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы (источник).
 
Оборудование:
БИУС, система управления вооружением Аванпроект интеграционного комплекса БРЭО к аванпроекту ПАК ДА подготовлен ВНИИРА в 2011 г. (источник)
Средства обнаружения и целеуказания Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им.В.В.Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО "Туполев", ожидается корректировка проекта после уточнения тенического задания (источник).
Средства наблюдения  
Навигационный комплекс  
Комплекс радиосвязи  
Радиотехнические системы  
Система воздушных сигналов  
Общесамолетные системы  
Оборудование дозаправки  
Прочее  


Статус
- Россия:
- 2008 г. - открыто финансирование НИОКР ПАК ДА.
 
- 2009 г. - заключен контракт между Министерством обороны России и ОАО "Туполев" на НИОКР ПАК ДА.
 
- 2009 г. - проектируется, вероятно производство в ближайшие годы макетов или даже опытных образцов, не испытывался.
 
- 2009 г. 22 декабря - командующий ДА ВВС России генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что ПАК ДА заменит "и дальние, и стратегические бомбардировщики, и ракетоносцы" Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. так же заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030 годгодах. Впервые заявлено о том, что ПАК ДА будет заменять в т.ч. и Ту-22М3, что косвенно подтверждает наше видение концепции ПАК ДА - сверхзвуковой всережимный стратегический бомбардировщик представляющий из себя что-то среднее между Ту-22М3 и Ту-160.
 
- 2009 г. 23 декабря - в интервью ИА "Интерфакс" президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно  к НИОКР, которые завершатся в 2017 г. Всего планируется построить и принять на вооружение 100 шт в период до 2027 года.

- 2010 г. - Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение подготовила информационно-аналитические материалы по системе вооружения ПАК ДА (годовой отчет КТРВ за 2010 г.).

- 2012 г. 28 июня - в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том, что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.
 
- 2013 г. 06 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил сегодня СМИ, что перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации (ПАК ДА) будет дозвуковым. Так же самолет будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160. Предыдущий министр обороны России Анатолий Сердюков сообщал, что премьер Дмитрий Медведев принял решение о создании на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова нового современного завода. Ожидается, что там будет производиться Ан-70, а в перспективе и ПАК ДА (источник).

- 2013 г. 30 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев подтвердил СМИ, что ПАК Да Заменит в ВВС Ту-160 Ту-95МС и Ту-22М, а так же сообщил, что самолет будет вооружен в т.ч. гиперзвуковыми ракетами (источник).
 
 
 
 
Источники:
Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.
Годовой отчет ОАО КТРВ за 2010 г. источник.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2009 г. 2010 г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name, 2010 г. 
Сокут С., Истребитель пятого поколения поступит в войска через 8-10 лет. // Независимое военное обозрение. 17.03.2000 г.
Цымбалов А.Г., Стратегические бомбардировщики XXI века. // Независимое военное обозрение. 21.01.2005 г.
http://www.naivix.com/mil/2010-07-15/, 2011 г.
Чуйко В.М. Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". 2012 г. (источник).
Вернуться назад