Северный «Тор» становится на защиту российской Арктики

 Первые боевые машины поступят в подразделения войсковой ПВО в Заполярье в этом году


В 2018 году береговые силы Северного флота (СФ) получат арктические зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Тор-М2ДТ». Они способны даже в 70-градусный мороз поражать все виды летательных аппаратов и управляемых авиационных боеприпасов. Эти ЗРК в заполярном исполнении были продемонстрированы широкой публике на параде Победы в 2017 году.

Как рассказали «Известиям» в Минобороны, до конца нынешнего года в подразделениях ПВО 80-й отдельной мотострелковой бригады (омсбр) на боевое дежурство заступят ЗРК «Тор-М2ДТ». Сейчас расчеты для этих ЗРК проходят обучение и проводят учебные пуски ракет на полигоне Капустин Яр. Ранее военное ведомство сообщило, что арктические «Торы» успешно отстрелялись, поразив две учебные цели, имитировавшие крылатые ракеты.

Создание специальной арктической версии «Тора» продиктовано суровыми условиями Заполярья. Здесь ЗРК необходимо шасси, способное преодолеть глубокий снег. Оборудование должно функционировать при минимальных температурах, гораздо более низких, чем стандартные для российской техники минус 50 градусов.

Арктические «Торы» используют в качестве шасси двухзвенный вездеход ДТ-30ПМ. Благодаря широким гусеницам он создает меньшее давление на грунт, чем стоящий человек. Машина способна передвигаться по болоту, глубокому снегу и даже плавать. Пусковая установка ракет и радар устанавливаются в заднем ведомом звене, а управляющая аппаратура и расчет (командир и оператор) размещаются в головном — за кабиной механика-водителя.

ЗРК «Тор-М2» имеет боекомплект из 16 зенитных управляемых ракет (ЗУР) и способен одновременно обстреливать до четырех разнотипных целей на высотах до 10 км. Система пригодна для борьбы с крылатыми ракетами, которые, как правило, идут к цели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. «Торы» полностью автоматизированы и могут решать боевые задачи без вмешательства расчета.

По словам военного эксперта Алексея Леонкова, новая версия зенитного комплекса максимально приспособлена к условиям Крайнего Севера.

— Шасси для арктического «Тора» выбирали по результатам сложных сравнительных испытаний, проведенных Минобороны несколько лет назад, — рассказал Алексей Леонков. — Тогда был организован своеобразный автопробег по тундре. Ижевская компания «Купол», производящая «Торы», доработала свой модуль, улучшила обогрев систем. В итоге получилась морозоустойчивая версия грозного средства ПВО, которое уже успели оценить по достоинству не только российские, но и иностранные военные.

Северный «Тор»  становится на защиту российской Арктики




Эксперт напомнил, что «Тор-М» отслеживает до 48 целей. Для поражения могут быть выбраны разнородные объекты, отличающиеся по направлениям и высотам полета, скоростным и маневренным характеристикам.

— Комплексы «Тор-М» позволят существенно увеличить потенциал войсковой ПВО на северном направлении, — отметил Алексей Леонков. — Благодаря высокомобильной платформе они могут как прикрывать боевые порядки войск на поле боя, так и обеспечивать противовоздушную оборону военных объектов.

Специалист добавил, что российский ЗРК обладает своего рода искусственным интеллектом.

— Батареи пусковых установок способны вести совместный обстрел целей. Станции обнаружения определяют наиболее опасные участки и, если не хватает мощности одного ЗРК, подключают другие, — рассказал Алексей Леонков. — При этом применяются помехоустойчивые ракеты, против которых неэффективны обычные средства радиоэлектронной борьбы.

80-я омсбр создана в 2015 году, она дислоцируется в Мурманской области. Задача соединения — во взаимодействии с ВДВ и морской пехотой СФ обеспечить оборону побережья от Мурманска до Новосибирских островов. Подразделения арктической бригады подготовлены к уничтожению десантов противника в прибрежной полосе, патрулированию сильно пересеченной местности и рейдам. В числе прочего бойцов обучают передвижению на собачьих и оленьих упряжках, но основную роль всё же играет специальная техника.

Николай Сурков
 
Сергей Вальченко
 
Алексей Рамм
Вернуться назад