«Совершая геройский подвиг»: 100 лет назад начался Ледовый поход Балтийского флота

 Картина художника С.А. Никитина «Ледовый поход кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт» 

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Корабли необходимо было срочно перебазировать из Эстонии и Финляндии в Кронштадт, однако этому мешали сковавшие Финский залив льды. В тяжелейших погодных условиях начальнику Морских сил Балтийского моря Алексею Щастному удалось спасти 236 кораблей и судов. Но итогом блестящей операции, которую позднее окрестили Ледовым походом, стал расстрел капитана. Как были спасены корабли Балтийского флота и почему главного героя похода приговорили к смерти — в материале RT.

Реальная угроза

После срыва Брестских мирных переговоров 18 февраля 1918 года Германия начала своё наступление в Прибалтике. Немцы планировали сформировать в России прогерманское правительство после того, как завладеют Петроградом. Но для достижения поставленной цели им необходимо было захватить либо уничтожить корабли Балтийского флота, которые мешали нанести удар по революционному Петрограду.

Германия возобновила свои боевые действия в крайне тяжёлый для флота момент: по указанию революционного правительства, часть матросов были отправлены на сушу для поддержки Красной армии, а часть самостоятельно покинули корабли, отправившись по домам. Многие офицеры были расстреляны в первые недели революции, некоторые из них ушли воевать на стороне Белого движения. Императорский флот разваливался на глазах, а Социалистический рабоче-крестьянский Красный флот ещё не был сформирован.

«Часть бывшего императорского флота располагалась в Прибалтике. Из-за наступления на Петроград немцев, которые с суши отрезали доступ к порту, флот оказался блокирован. А для обороны Петрограда Балтийский флот имел огромное значение, поэтому наши враги и стремились его уничтожить. В то же время у бывших союзников, в частности у США и Англии, на Россию были свои планы: они собирались поделить её между собой и распределить сферы влияния, но никак не поддерживать в борьбе с немецкими войсками. Так, в начале 1918 года английское командование отдало приказ своему флоту прекратить все боевые операции в Балтийском море, что, конечно же, создало германским Военно-морским силам весьма благоприятные условия для нанесения удара по российскому флоту», — рассказала в беседе с RT доктор исторических наук, профессор РУДН Наталия Георгиева.

К концу 1917 года часть Балтийского флота, расположенная у берегов Эстонии и Финляндии, насчитывала 236 кораблей. Потеря этих судов могла ощутимо ослабить силы Советской России. Поэтому было принято решение спасать флот любой ценой.

Зима 1917—1918 годов выдалась очень суровой, толщина льда в некоторых местах доходила до 60—70 см, а команды судов были не до конца укомплектованы — ощущалась сильная нехватка людей.

Льды и туманы значительно осложняли обстановку, и напрямую перевести флот в Кронштадт было практически невозможно. Поэтому правительство решило переправить суда с помощью ледоколов на другую сторону Финского залива — в Гельсингфорс (ныне — Хельсинки).

Операция «Ледовый поход»

В этот непростой исторический период Балтийский флот возглавлял капитан 1-го ранга, ветеран двух войн Алексей Щастный. Ему удалось в кратчайшие сроки убедить моряков в необходимости переправить флот ради их же спасения. Переход осуществляли несколькими отрядами, каждый из которых сопровождал ледокол.

19 февраля 1918 года в сторону Гельсингфорса выдвинулся первый отряд, в составе которого были три подлодки. Преодолеть льды им помогал ледокол «Волынец». Спустя двое суток тем же маршрутом двинулся второй отряд. Ещё через четыре дня, 25 февраля, из порта Ревеля (ныне — Таллин) вышел последний отряд кораблей, который подвергся налёту вражеской авиации. К этому дню немцы уже вошли в город, но захватить советские корабли им не удалось — флот успел выйти на внешний рейд.

«Совершая геройский подвиг»: 100 лет назад начался Ледовый поход Балтийского флота


Адмирал Алексей Михайлович Щастный © Wikimedia
Несколько дней спустя, 3 марта 1918 года, был заключён Брестский мирный договор, согласно которому Советская Россия обязана была освободить порты Финляндии и Прибалтики или немедленно разоружить все корабли, которые там находятся.

В условиях нестабильной политической обстановки поступали достаточно противоречивые распоряжения: Ленин считал необходимым увести флот, а Троцкий настаивал на обратном — оставить корабли для помощи финской Красной гвардии.

Щастный принял решение не отдавать корабли Балтийского флота противнику, а спасти флот и довести суда до Кронштадта. Капитан ещё не знал, что этим решением сам подписал себе смертный приговор.

Переправку кораблей в Кронштадт нужно было осуществить как можно скорее, потому что из-за разгорающейся в Финляндии гражданской войны советские суда могли оказаться под угрозой захвата.

В туманное утро 12 марта 1918 года из Гельсингфорса выдвинулся первый отряд кораблей. И уже 17 марта они успешно вошли в порт Кронштадта. Одновременно ситуация в Финском заливе обострилась. Ледокол, сопровождавший первый отряд, на обратном пути подвергся обстрелу, а три других были захвачены белофиннами. Несмотря на это, 5 апреля из Гельсингфорса вышел следующий отряд во главе с линкором «Андрей Первозванный», который благодаря своему бронированному корпусу мог проламывать лёд, обеспечивая тем самым проход остальным кораблям. Через пять суток отряд благополучно достиг Кронштадта.

Третий и самый многочисленный отряд, состоявший из более чем 167 единиц, был поделён на четыре группы. 12 апреля Финляндию покинули последние корабли отечественного флота. Переход этого отряда оказался самым сложным. Корабли были заперты льдами и целую неделю практически стояли на месте, пока ледоколы помогали им выйти на пробитый в толщине льдов фарватер. Невзирая на сложности, к 22 апреля все корабли и суда третьего отряда успешно добрались до пункта назначения. 2 мая 1918 года операция «Ледовый поход» была полностью завершена.

Подвиг как преступление

Благодаря самоотверженности и героизму советских моряков в ходе операции удалось спасти 236 судов. Несмотря на подорванную дисциплину и царившие революционные настроения, ни одно судно не было потеряно.

Однако боеспособность флота значительно ослабла. Большинство кораблей были повреждены льдами или обстрелами, а деморализованные моряки, обессилевшие от постоянных тягот и неудач, представляли серьёзную угрозу для большевистской власти.

Германские войска тем временем, воспользовавшись отсутствием условной границы, начали движение в сторону Петрограда. Тогда советская власть решила уничтожить корабли Балтийского и Черноморского флотов. Ленин дал прямое указание: «Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт Совет народных комиссаров по представлению Высшего военного совета приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске».

25 мая 1918 года под предлогом вручения ордена за операцию по спасению судов Балтийского флота Щастного вызвали в Москву. На деле же у него состоялся жёсткий разговор с Троцким, после которого капитана арестовали «за преступление по должности и контрреволюционные действия». Весть об аресте героя Ледового похода обескуражила высшие военные круги. Начались митинги в защиту Щастного, коллеги капитана требовали провести открытое следствие. В следующие дни Троцкий лично расспрашивал свидетелей об отношении Щастного к советской власти. По словам очевидцев, Щастный сожалел, что вынужден сотрудничать с советской властью, однако другой альтернативы у него не было.

Вместо награды Щастный был арестован. Во время суда Троцкий, который был единственным свидетелем обвинения, заявил буквально следующее: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Кроме того, по словам Троцкого, «Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя».

Несмотря на слабую доказательную базу и недостаточность улик, 20 июня 1918 года Алексея Щастного приговорили к расстрелу «по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота и в государственной измене». Казнь произошла в ночь на 22 июня, после того, как в Цемесской бухте были взорваны и затоплены корабли Черноморского флота.

В своей предсмертной записке Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

Примечательно, что для исполнителей плана ликвидации Балтийского флота власть не поскупилась открыть специальные счета в банке. Такие жёсткие и местами абсурдные меры позволили Москве устранить разногласия с Германией, взять под крыло остатки Балтийского флота и дать себе короткую мирную передышку для подготовки к предстоящим сражениям.

Анастасия Ксенофонтова

Вернуться назад