Британский флот идет на дно

 Командование флота ее величества было вынуждено прервать ходовые испытания самого дорогого корабля в своей истории — авианосца «Королева Елизавета» — спустя две недели после спуска на воду. Обшивка судна стоимостью $4,1 млрд дала течь, и авианосец высотой с 20-этажный дом пришлось заводить в сухой док.

Эксперты давно говорили, что с «Королевой Елизаветой» не все ладно, сообщает RT. Во-первых, слишком дорого она обошлась британской казне. Создатели корабля из соображений экономии не стали ставить на него передовую электромагнитную катапульту EMALS, которая стоит на американских авианосцах. Вместо этого в Минобороны решили использовать адаптированные для взлета с палубы истребители F-35C. Однако необходимость приобретения сверхдорогих самолетов привела лишь к удорожанию проекта.

Во-вторых, при строительстве авианосца были допущены грубейшие конструктивные просчеты. Да и программисты напортачили. После начала тестовых включений в прессу просочились сведения, что на компьютерах в центре управления боевыми операциями установлена допотопная операционная система Windows XP. Ее поддержку компания Microsoft давным-давно прекратила. К тому же она крайне уязвима для кибератак.

В-третьих, авианосец обладает низкой боеспособностью. Несколько российских или китайских противокорабельных ракет способны полностью вывести его из строя, полагают в Королевском объединенном институте оборонных исследований. Российский военный эксперт Василий Кашин добавляет, что корабль нельзя назвать готовым к морскому сражению, если при каждом выходе в море у него что-то ломается.

Достижение технической боевой готовности «Королевы Елизаветы» запланировано на 2020 год. Но специалисты сомневаются, что к этому времени удастся устранить все конструктивные недочеты. При этом высока вероятность, что второй корабль той же серии, «Принц Уэльский», столкнется с теми же самыми проблемами, потому что авианосцы идентичны.

«Королева Елизавета» не оснащена вооружением для отражения атак противника. Ей нужен эскорт из десятка кораблей сопровождения, которые занимаются охраной и снабжением авианосца. В распоряжении флота есть эсминцы, фрегаты и подводные лодки, способные выполнять эти функции. Но у них также полно проблем.

Один из эсминцев типа 45 сломался в прошлом году в Персидском заливе — перегрелся из-за слишком теплой воды за бортом. Другой недостаток — эти корабли слишком шумные, они, по выражению британской прессы, «гремят, как ящик с инструментами» и могут быть обнаружены локаторами противника на расстоянии в 100 миль. Вывести их из строя не составит проблемы. Наконец, недавний независимый аудит установил, что пригодные к службе корабли содержатся в исправном состоянии благодаря использованию подержанных деталей и узлов, снятых с других судов.

«Одной из главных проблем для британского флота является сокращение расходов. Они, пусть и частично, переживают то, что было с российской армией и флотом в девяностые. В результате возникают проблемы в первую очередь с надежностью боевой техники», — отметил военный эксперт Юрий Лямин.

Сталкивается флот и с кадровыми проблемами. Моряков-подводников то ловят на употреблении наркотиков, то на неумении обращаться с субмариной. Летом прошлого года подлодка по вине экипажа протаранила торговое судно рядом с Гибралтаром и едва не затонула. Все это позволяет говорить о том, что боеготовность британского военно-морского флота в среднем составляет 20-25%.

«В своей нынешней форме британский флот как боевая единица рассчитан на присутствие у берегов технически отсталого противника с малым насыщением армии современным ракетным оружием и средствами ПВО. К выполнению традиционных задач большой войны на море в том виде, в каком это понимали в последней трети XX века, он не пригоден. Для гуманитарных бомбардировок стран-изгоев оснащения достаточно, но не более того», — подытожил военный эксперт Михаил Лапиков.


Андрей Филатов

Вернуться назад