Британские танки MK I - MK V

Вскоре после начала Первой мировой войны, когда противоборствующие стороны соорудили тысячи километров траншей, колючей проволоки и редутов, стало ясно, что конфликт приобрел затяжной позиционный характер. Ведущие страны искали способ вывести из равновесия своего противника, ошеломить его. Так, англичане в 1915 году создали совершенно новую боевую машину – первый в мировой истории танк, построенный на базе трактора «Холт».
 
Само слово «танк» происходит от английского «tank», что в переводе означает «бак». Такое необычное обозначение имело своей целью ввести в заблуждение немецкую радиоразведку, чтобы последние не догадались о готовящемся сюрпризе на поле боя.

Так или иначе, вскоре от танка на базе сельскохозяйственной машины отказались, и на свет появилась новая машина – MarkI (Mk I). Этот по-настоящему боевой агрегат весьма неплохо справлялся с одной из важнейших первоначальных задач – преодолением препятствий в виде колючей проволоки и окопов. Первая танковая атака, состоявшаяся 15 сентября 1915 года, произвела невообразимое впечатление на ничего не подозревающих немецких солдат. И, несмотря на то, что почти половина из 32 атакующих танков не смогла выполнить боевую задачу, фронт был прорван.
 
Внешне танки серии Mark имели ромбовидный корпус, благодаря которому машина могла успешно преодолевать широкие рвы. Характерной особенность Mk I был колесный «хвост», предназначенный для лучшего маневрирования во время боя, однако вскоре от него отказались. Впоследствии, английские инженеры разработали множество модификаций под обозначениями Mk II, III, IV и V. Танк стал более бронированным, было изменено вооружение.
 
Еще одна черта первых танков –расположение орудий на выступающих по бортам так называемых спонсонах. Эти спонсоны можно было выдвигать на салазках для увеличения угла обстрела, или же напротив, задвигать, чтобы уменьшить силуэт машины. Однако конструкция этих выступов была не надежной, нередко они выходили из строя, нанося травмы экипажу.
Вооружение танков было пулеметно-пушечным, причем первоначально те машины, которые оснащались пулеметами, носили название «самка», а танки с пушками – «самец».
 
Броня танков Mark была способна защитить лишь от стрелковых орудий, а учитывая чрезвычайно низкую скорость передвижения, они становились хорошей мишенью для артиллерии противника. Экипаж Mk I состоял из 7 человек, которым приходилось в очень непростых условиях вести боевые действия. Танкисты постоянно испытывали нехватку свежего воздуха, им приходилось дышать выхлопными, пороховыми газами, в корпусе стоял жуткий шум от грохотов собственных орудий и работающего двигателя. И, тем не менее, «баки» Великобритании серии Mark положили начало строительству самых знаменитых боевых машин – танков.


Вернуться назад