Русский взгляд на ночную охоту

Задуманный ещё в конце 60-х, он вбирал в себя лучшие достижения мировой науки. За годы разработки он прошел долгий путь от идеи до первого полёта, а затем и до заслуженного места в рядах Вооруженных сил России. Несмотря на годы, он стал одним из лучших ударных вертолётов мира и останется таковым ещё очень долго. Он – это знаменитый Ми-28Н.

«Отцом» Ми-28 смело можно назвать самого Михаила Миля, задумавшего проект высокоманевренного «воздушного танка». Идея появилась при проектировании Ми-24, представляющего из себя транспортно-боевой вертолёт. Ориентировались на американский АН-56А «Шайен» (разрекламированный, но так и не пошедший в серию).

Задание, выданное на разработку «Крокодила» предусматривало создание на его основе более лёгкого и быстрого, лучше вооруженного и не имеющего возможность перевозить десант вертолёта. Однако отсутствие чётких представлений о новой машине у заказчиков и загруженность КБ не позволили довести проект до конца в то время. Тогда же заболел и умер Миль.

Вернулись к разработке спустя 4 года, уже при новом генеральном конструкторе. Вариантов рассматривалось довольно много, вплоть до вертолёта, имеющего два несущих винта на концах крыльев и толкающий винт сзади.

Такой вариант разрабатывался для удовлетворения требования заказчика по обеспечению возможности катапультирования.

Однако, в итоге, остановились на классической схеме с двумя двигателями, которая позволяла существенно увеличить весовую отдачу и боевую нагрузку, а также упростить конструкцию.

Параллельно милевцы провели работы по обеспечению безопасности экипажа без катапультирования. Конструкторы применили новые на тот момент концепции безопасно деформируемых конструкций, энергопоглощающих кресел, энергоёмкого шасси. Всё это позволило обеспечить экипажу выживание при жесткой посадке, ведь на малых высотах, для работы на которых вертолёт и создавался, времени на катапультироание просто не было. 

Параллельно учитывались ошибки, допущенные при проектировании Ми-24, унифицированного с Ми-8 и Ми-14. Так, например, двигатели разнесли по бокам фюзеляжа, что тоже способствует живучести машины.

К 1976 году конструкторы определились с обликом и получили одобрение Минобороны. Но тут у вертолёта появился конкурент – предложенный КБ Камова В-80, известный как Ка-50, но об этом позже. Так начался уникальный в истории авиации конкурс, в котором участники опирались не на конкретное задание, а на собственное понимание задач, стоящих перед их вертолётами. В КБ Миля за основу взяли уже существующий Ми-24, а планку выставили характеристики «Апача», которые было необходимо превзойти.

Милевцы провели стендовые испытания даже отдельных деталей и узлов, а для испытаний двигателей, винтов, автопилота и ряда других систем и агрегатов сделали несколько летающих лабораторий на основе Ми-24 и Ми-8. Немного позже было проведено полное исследование тепловой заметности вертолёта.

По результатам испытаний были определены максимально эффективные способы улучшения живучести машины и защиты экипажа. Позаботились даже об остеклении кабин: все стёкла стали бронированными. Заодно в защите кабины применили керамику, а между пилотом и штурманом установили бронеперегородку. Испытания показали, что борта способны выдержать попадание двацатимиллиметровых снарядов, бронестёкла позволяют сдержать 12,7 мм.

Первый полёт состоялся в 1982 году, а экземпляр с вооружением взлетел через год. 

По результатам испытаний в конструкцию были внесены дополнительные изменения, и к 1987 году появился Ми-28А, который продемонстрировали в Ле Бурже и Лондоне. Помимо демонстраций возможностей зарубежной и отечественной публике, вертолёт показывал превосходные результаты на полигонах и удачно прошел первый этап госиспытаний.

Но девяностые годы оказались крайне неудачным временем для двадцать восьмого, установочная партия не была построена, а КБ сосредоточилось на разработке Ми-28Н, ставшим круглосуточным и всепогодным. Первый образец с индексом «Н» совершил полёт в 1996 году, заводские испытания начались в следующем, 1997-м. Продлились они 4 года, и завод в Ростове-на-Дону приступил к освоению серийного выпуска машины. В 2005 году приступили к государственным совместным испытаниям, успешно закончившимся в 2008 году.

Новый вертолёт получил комплекс бортового оборудования, обеспечивающий пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности. Кроме того. Оборудование позволяет искать, обнаруживать и распознавать цели. Машины могут работать группой, а распределение целей при этом осуществляется автоматически. Несёт Ми-28Н несёт калибром 30мм, размещеную на подвижной турельной установке под фюзеляжем и работающую синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. Под крылом может нести противотанковые управляемые ракеты, блоки НАР, ракеты «воздух-воздух» и бомбы до 500 кг. Кроме того, на вертолёт крепятся дополнительные пулемёты и гранатомёты, кассеты с бомбами и дополнительные топливные баки.

В итоге, после долгих лет разработки и модернизации, несмотря на тяжелые перестроечные годы и последовавшие за ними девяностые, получился современный вертолёт, способный эффективно выполнять поставленные перед ним задачи при любой погоде и в любое время суток.

Но и это не предел: в настоящее время готовится к серийному выпуску и поступлению в войска Ми-28НМ, получивший принципиально новый локатор, новый двигатель, новую систему управления и другое оборудование, построенный с использованием новых материалов. Вскоре мы узнаем о новых возможностях этой машины, прошедшей долгий путь от идеи Михаила Миля до заслуженного места в рядах российской армии. 


Вернуться назад