Скоростной «Крокодил» и перспективный Ка-62: какими станут российские вертолеты будущего

 Юбилейная, десятая по счету, ежегодная выставка HeliRussia начнет работу в московском МВЦ «Крокус» 25 мая.О том, что покажут на выставке, производство каких вертолетов, возможно, получит господдержку, а также о том, какую роль в российской вертолетной индустрии играет Индия, в материале сайта телеканала «Звезда» рассказал авиаэксперт Владимир Карнозов.

 

HeliRussia призвана стать площадкой для демонстрации последних достижений отечественных конструкторов, производственников и эксплуатирующих организаций, чья деятельность связана с винтокрылыми машинами. Мероприятие входит в перечень выставок, которые распоряжением Правительства РФ отнесены к таковым с участием военной продукции. Подтверждением тому служат события прошлых лет, когда на открытой площадке «Крокуса» перед входом в закрытый павильон демонстрировались натурные образцы противотанкового вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» и модернизированного транспортно-штурмового Ми-35М.

 

К сожалению, на выставке 2017 года среди натурных экспонатов (насчитывающих 19 вертолетов, два автожира и 15 беспилотных летательных аппаратов) конечная продукция, предназначенная для Вооруженных Сил, полномасштабно представлена не будет. Вместе с тем, элементы бортовых комплексов военного и двойного назначения можно будет увидеть на каждом десятом стенде фирм-участников. Их количество выросло с 129 в 2008 году до 230 в нынешнем, включая иностранные из 21 страны мира.

 

 

Скоростной вертолет

 

От спикеров пресс-конференции обнадеживающе прозвучала информация, что по линии профильных министерств обеспечивается финансирование темы «скоростной вертолет». Государственные средства дают отечественным конструкторским коллективам возможность продолжать научно-исследовательскую работу сразу по двум ключевым направлениям.

 

Первое связано с испытаниями летающей лаборатории ПСВ (сокращение от «Перспективный Скоростной Вертолет»), созданной на платформе транспортно-штурмового Ми-24. Среди прочего, на ней отрабатываются усовершенствованные лопастипрогрессивной профилировки, позволяющие разогнаться до скорости 450 км/час. «Больше на одноосном вертолете достичь не получается», - прокомментировал Емельянов. Отметим, что такие популярные модели вертолетов как Ми-24/35М и Ка-52 имеют максимальные скорости горизонтального полета порядка 320-350 км/час, то есть новые технологии дают «весомую прибавку» порядка 100-130 км/час.

 

Второе направление – скоростной вертолет соосной схемы. «Фирма «Камов» отрабатывает модель со скоростью порядка 500 км/ч», - утверждает Сергей Владимирович. Предложенный концепт подходит для военных, но слишком дорог для коммерческих пользователей. «Для гражданского применения технологии пока не достаточно развиты, они не обеспечивают экономикуавиаперевозок. Основная проблема – пассажирские и грузовые перевозки будут очень дорогие». Как бы то ни было, работы сразу по двум направлениями способствуют созданию научно-технического задела, который в будущем пригодиться при создании новой техники и модернизации вертолетов строя.

 

 

Возобновление испытаний Ка-62

 

Коснувшись перспективной темы Ка-62, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Сергей Емельянов сказал, что опытная машина, которая впервые поднялась в прошлом году и провела некоторое время на режиме висения, вскоре возобновит летные испытания и выполнит «первый полноценный полет». Поскольку перечень бортового оборудования включает ряд созданных в последнее время весьма прогрессивных систем, в процессе работы у создателей Ка-62 возникли технические сложности, которые потребовали дополнительного времени для доводки.

 

Напомним, что Ка-62 – гражданский вариант военного вертолета Ка-60 «Касатка», созданного по заданию министерства обороны Советского Союза, и прошедшего тестирование, но не запущенного в серийное производство по причине недостачи средств в оборонном бюджете на рубеже веков. Остается надежда что, получив коммерческие заказы на Ка-62, отечественная промышленность доведет базовую платформу до нужной кондиции, что станет основой для возобновления интереса к ней со стороны защитников Отечества.

 

В отличие об базового Ка-60 с рыбинскими моторами РД-600В, силовая установка, а вместе с ней топливная и некоторые другие системы на прототипе Ка-62 – французского происхождения (используются двигатели TurbomecaArdiden 3G). Они попали на борт в период большой дружбы с Западом, а в настоящее время Правительством РФ провозглашена и последовательно проводится политика импортозамещения. В связи с этим, вертолету предстоит трансформация в заданном направлении. Участники пресс-конференции упомянули (правда, без деталей) об интересе к доработанному вертолету со стороны «силовых ведомств», которые вполне могли бы выступить в роли стартового заказчика.

 

 

Напомним, что в ходе прошлых выставок HeliRussia небольшие поставочные контракты на Ка-62 в VIP варианте поступили от коммерческих структур, включая иностранные. По всей видимости, сегодня речь идет о поиске дополнительных заказов, которые вкупе могли бы оправдать вложенные в проект инвестиции. В данной связи, выступавшие на вышеупомянутой пресс-конференциисообщили, что ведутся маркетинговые исследования с целью расширить список потенциальных клиентов Ка-62.

 

Созвучно, на прошлогодней HeliRussiaруководство «Вертолетов России» объявило о том, что сумело заинтересовать Министерство обороны России темой Ми-38, которая до того момента считалась чисто коммерческой. Среди натурных экспонатов предстоящего форума будет присутствовать летный экземпляр Ми-38Т (в прошлом году выставлялся опытный Ми-38-2) с отечественными системами и двигателями ТВ7-117В и системами, что делает машину более привлекательной в глазах покупателей из России, и ее ближайших союзников.

 

Обладая максимальной взлетной массой 6,5 тонн, Ка-62 рассчитан на перевозку до 15 человек. Таким образом, в производственной линейке «Вертолетов России» он займет промежуточное положение между Ми-38 (15 тонн, 30 пассажиров) и «Ансатом» (3,6т, 7-9 пассажиров).

 

 

«Ансат» ждет очередная модернизация

 

Самым крупным пользователем вертолетов данного типа выступает Министерство обороны, в парке которого насчитывается порядка сорока машин «Ансат-У» с электро-дистанционной системой управления (ЭДСУ). Они используются в качестве учебных при подготовке военных летчиков. Поскольку сертифицировать такой вертолет по действующим в гражданской авиации правилам летной годности оказалось крайне сложно (аналогов в мире нет), для коммерческих заказчиков пришлось разработать вариант с гидромеханическим управлением (ГМСУ).

 

Создание варианта «Ансат» с ГМСУ позволило его разработчику и производителю – Казанскому Вертолетному Заводу (КВЗ) - получить в 2013 году сертификат типа от Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АРМАК). Это открыло вертолету дорогу на гражданский рынок. Сегодня несколько экземпляров выполняют полеты в авиакомпании «Русские Вертолетные Системы» (финансовая аренда от «Сбербанк Лизинг») и в интересах медицинских организаций Татарстан (Республиканская клиническая больница и др.). Недавно получен первый зарубежный заказ - из Китая, от фирмы WuhanRandAviationTechnologyServiceCo. Ltd.

 

 

Большие ожидания по закупке подобных вертолетов проходят по линии принятого в конце прошлого года президентского проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». В течение 2017 года по линии вышеупомянутого приоритетного проекта будет поставлено 29 летательных аппаратов, включая 23 семейства Ми-8 и шесть типа «Ансат».

 

С финансовой точки зрения, наибольшие средства идут на вертолеты семейства Ми-8 (средняя цена с учетом скидки 350 млн. рублей). «Эта машина хорошо известна российским авиакомпаниям, - пояснил данный выбор Сергей Емельянов. – Что касается «Ансата», то эта машина менее известная, но нам было бы интереснее развивать эту тему, поскольку вертолеты этой модели дешевле». (Отпускная цена с учетом скидки, вариант с медицинским модулем 222 млн. рублей). В следующем году планируется закупить одиннадцать Ми-8 и шестнадцать «Ансатов».

 

С момента первого полета в далеком 1999-м, «Ансат» прошел несколько программ по улучшению базовой конструкции, которые были направлены на увеличение ресурса, снижения массы и повышения летно-технических характеристик. А на пресс-конференции 16 мая Сергей Емельянов сказал, что по линии Минпромторга выделяются дополнительные государственные средства на следующую модернизацию «Ансата». «В этом году заложено финансирование для начала соответствующих работ», - сообщил он.

 

 

О какой доработке может идти речь? Прежде всего – по линии силовой установки и бортовых систем, а собственно медицинские модули трогать не будут, пояснил Сергей Владимирович. Сегодня на серийные «Ансаты» ставят двигатели фирмы Pratt&WhitneyCanada модели PW207K, а в будущем их могут заменить более мощные питерские ВК800В, новые варианты которых будут выставлены на HeliRussia’2017. Кроме того, на выставке Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» представит новейший комплекс БРЭО, разработанный специально для данного типа воздушного судна.

 

Отметим, что очередная модернизация «Ансата» пойдет на пользу и Вооруженным Силам, поскольку вносимые в типовую конструкцию изменения сделают ранее поставленные вертолеты более надежными и безотказными. В перспективе, появление полностью российского варианта вертолета может подвигнуть военное ведомство и другие силовые структуры на размещение дополнительных заказов.

 

Ка-226 – упор на Индию

 

Между тем, вертолеты в данной типо-размерности (максимальный взлетный вес – 3,6 тонны) широко распространены в мире, и активно задействованы не только в санитарной, но и военной авиации. К ней также относится Ка-226, однако пока поставок такого рода техники в комплекте с медицинским модулем действующими государственными контрактами не предусматривается.

 

Сергей Емельянов объяснил данный факт следующим обстоятельством: «В настоящее время основной упор по теме Ка-226 делается на реализацию проекта по сборке таких вертолетов по заказу Республики Индия - всего 160, из них шестьдесят будут собраны в России и поставлены в «тех. комплектами» иностранному заказчику». Уточним, что рамочное соглашение между Москвой и Дели рассчитан на триста вертолетов варианта Ка-226Т, который будет исполняться в несколько этапов, по мере освоения данного типа местных предприятиями.

 



Фото: Марина Лысцева/ Алексей Иванов/ ТРК «Звезда»
Вернуться назад