Стало известно, сколько еще прослужит модернизированный «Адмирал Кузнецов»

В 2018 году кораблю предстоит восстановительный ремонт, после завершения которого Военно-Морской Флот РФ фактически получит совершено новый корабль, способный представлять интересы России в мировом океане до 2045 года. Начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников ранее сообщал, что в ходе модернизации систем вооружения крейсера планируется в три раза увеличить его боевые возможности. Первый шаг на этом пути уже сделан - создано новое авиакрыло, состоящее из истребителей МиГ-29К/КУБ.

 

 

В боевом составе флота корабль уже более двадцати пяти лет. За это время он неоднократно принимал участия в дальних походах. Но только в прошлом году по-настоящему раскрыл свой истинный потенциал в ходе дальнего похода к берегам Сирии. Тогда впервые со времен СССР была собрана полноценная авианосная группировка кораблей способная наносить массированные авиационные и ракетные удары по морским и береговым целям. Главную роль, в которой играл крейсер «Адмирал Кузнецов».

 

 

Перед походом корабль получил полноценное авиакрыло из модернизированных истребителей Су-33 и МиГ-29К/КУБР. Все они прошли дооснащение специализированной вычислительной подсистемой СВП-24, позволяющей применять обычные неуправляемые фугасные болванки с точностью управляемого оружия. Это позволило применять классические самолеты завоевания воздушного господства в качестве бомбардировщиков для уничтожения наземной инфраструктуры террористов запрещённой в России организации ИГИЛ.

 

Интенсивное использование авиации корабля показало не только перспективы. Приход «Кузнецова» к берегам Сирии фактически позволил создать нам вторую авиабазу Хмеймим. Но и раскрыл текущие недостатки крейсера.

 

 

Как объяснил советник гендиректора ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) Валерий Половинкин, применение новых типов самолетов потребовало изменения целого ряда характеристик корабля. Начиная с покрытия палубы для лучшего сцепления шасси истребителей. Изменения конструкции и размеров лифтов, на которых самолеты поднимают из трюма. Заканчивая новым оборудованием, отвечающим за целеуказание, разведку и координацию работы корабельной группы в море. То есть всего того, что обеспечивает сбалансированность по возможностям корабля и базирующейся на ней авиагруппы, чего на крейсере до сих пор не было.

 

Собственно, все это и легло в решение Минобороны модернизировать корабль. По некоторым данным, на это будет потрачено 67 млрд. рублей, половина из которых уйдет на проведение опытно-конструкторских работ. В рамках работ кораблестроители и военные моряки планируют установить на авианосец новейшее радиоэлектронное оборудование и вооружение, а также заменить на новые узлы и агрегаты, уже не выпускающиеся в России. Для их разработки планируется открыть несколько опытно-конструкторских работ.

 

 

 

В то же время «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин утверждает, что в ходе ремонта может быть восстановлена работоспособность главного ударного комплекса корабля - сверхзвуковых крылатых ракет «Гранит». Возможно, их вообще заменят на более современные системы вооружения. Во всяком случае, в ходе недавней поездки на Дальний Восток замминистра обороны Юрий Борисов рассказал, что в ходе модернизации атомных подводных лодок 949 проекта типа «Антей», имеющих такие же ракеты, какие установлены на «Кузнецове», планируется заменить их на прекрасно зарекомендовавшие себя в Сирии дальнобойные «Калибры». В отличие от «Гранита», последние летают не на 700, а на 2,5 тысячи километров.

 

 

Видимо будет обновлена и система противовоздушной обороны крейсера. Рогозин не раз говорил, что стоящий на борту корабля зенитный ракетный комплекс «Кортик» сменит более современный и перспективный ракетно-пушечный «Панцирь». Первые «оморяченные» ЗРК этой системы уже устанавливаются на малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт».

 

Предстоящий ремонт корабля, это еще и серьезная модернизация производственных мощностей. В настоящий момент не решено, какой именно завод займется ремонтом и модернизацией «Кузнецова». За эту возможность борются два предприятия: 35-й судоремонтный завод в Мурманске и 82-й судоремонтный завод в поселке Росляково Мурманской области. На первом заводе уже начата уникальная операция по объединению в одно целое двух доковых камер. Тем самым будет создан самый большой в стране «осушаемый бассейн» длиной 400 и шириной 80 м, способный принять не только военные корабли, но и гражданские суда практически любого водоизмещения.

 

 

Сегодня эти камеры разделяются бетонной стеной, на которой расположены многотонные портовые краны, другое технологическое оборудование, необходимое для ремонта кораблей. Кроме того, доки имеют разную длину и ширину. По планам, стена будет снесена, длина доков уравнена до 400 м, выстроят новую причальную стенку с технологическим и портовым оборудованием. В результате проведенных работ, над объединенным доком может быть построена крыша, которая позволит вести работы круглогодично. Это решение позволит не только поставить на модернизацию авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», но и обслуживать корабли любых классов.

 

Впрочем, конечная модернизация «Адмирала Кузнецова» будет зависеть от тех средств, которые сможет выделить на это Минобороны. По оценкам Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), ремонт с перевооружением крейсера 1144 проекта «Адмирал Нахимов» стоящий сейчас в Северодвинске на заводе «Звездочка» обойдется бюджету в сумму от 50 млрд до 150 млрд рублей. В случае глубокой модернизации «Адмирала Кузнецова» смета будет выше. Например, за время работ по модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для Индии стоимость проекта выросла с изначальных $700 млн до итоговых $3 млрд к моменту сдачи корабля заказчику.

 

Автор: Дмитрий Литовкин
Вернуться назад