«Астра» не летит без русских

Индийская промышленность не смогла создать нужные головки самонаведения для своих ракет «Астра», которыми предполагается заменить российские и французские ракеты на самолетах «Мираж» и Су-30МКИ. В технологиях ГСН страна по-прежнему зависит от России.

Индийская ракета класса «воздух-воздух» вне визуального диапазона (Beyond visual range air-to-air missile, BVRAAM) «Астра» (Astra Mark-1) с радиусом действия 40 км для самолетов Су-30МКИ, вопреки ранним заявлениям, оказалась зависимой от российских предприятий, пишет издание Defense News со ссылкой на представителей ВВС Индии.

ГСН помогает ракете отслеживать цель и следовать за ней, несмотря на сложные маневры, по принципу «выстрелил-забыл».

«Ракета Astra вряд ли будет полностью независимой. Такие важные компоненты, как активный датчик и неконтактные взрыватели, должны по-прежнему импортироваться», — сказал Defense News Дальджит Сингх, бывший маршал ВВС и военный аналитик.

Сейчас индийские предприятия DRDO совместно с Китаем уже приступили к работе над версией ракеты Astra Mark-2 с дальностью до 100 км, которая заменит французские ракеты «Метеор», рассказал представитель компании.

Истребители индийских ВВС вооружены российскими, французскими и израильскими ракетами BVRAAM.

Индийские военные ставили перед промышленностью цель создать независимые аналоги для использования на самолетах Су-30МКИ и «Мираж-2000».

Индийская «Астра» — твердотопливная ракета, созданная на основе технологий производства российской РВВ-АЕ (Р-77, по классификации США и НАТО — AA-12 Adder (Гадюка). На сайте разработчика — Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» им. И.И. Торопова уточняется, что в ней впервые в мире для класса «воздух-воздух» используются решетчатые рули с электрическим приводом.

«Ракета обеспечивает поражение различных целей (высокоманевренных самолетов с перегрузкой до 9G, крылатых ракет, ракет класса «поверхность-воздух» и «воздух-воздух», стратегических бомбардировщиков и вертолетов, включая поражение вертолетов в режиме зависания, и другие цели) со всех направлений и ракурсов, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при электронном противодействии, на фоне земной и водной поверхностей, по принципу «пустил-забыл», в том числе с многоканальным обстрелом», — говорится в описании.

Индийцы не в первый раз не смогли освоить производство сложного боевого технологического изделия, объясняет главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

«И в истории с ракетой «воздух-воздух» ничего удивительного нет. Примеров таких миллион. Это и истребитель Су-30, который полностью Индия не освоила, хотя изначально такие планы были. Можно вспомнить ракету «Брамос», которая отчасти с российскими комплектующими изготавливается. Россия поставляет часть судостроительной стали для нового индийского авианосца. Для того же авианосца «Викрамадитья» Нью-Дели получает израильские системы ЗРК», — рассказал Фролов.

Сейчас на вооружении ВВС Индии более 230 истребителей Су-30МКИ российско-индийского производства.

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали дополнительный протокол к межправительственному соглашению от 2000 года, предусматривающий поставку Индии дополнительных комплектов для лицензионной сборки 42 Су-30МКИ до 2018 года.

Тогда же сообщалось, что ранее Индия заключила с Россией три контракта на поставку в общей сложности 230 истребителей Су-30МКИ за $8,5 млрд. Еще 42 самолета обошлись в $3,4 млрд. С учетом новой поставки парк истребителей Су-30МКИ ВВС Индии увеличится до 272 самолетов.

Вернуться назад