Новый «Ил» готов вновь открыть Антарктику

В известной песне поется, что «в Антарктиде льдины землю скрыли, льдины в Антарктиде замела пурга». Вот где-то в этих самых льдинах на днях завершился очередной этап испытаний транспортного самолета с труднопроизносимым названием Ил-76ТД-90ВД. Транспортник проверялся на отказобезопасность, и, если верить пресс-службе «Объединенной авиастроительной корпорации», испытания прошли достаточно успешно.

Модифицированный «брат»

Меньше месяца назад стало известно о планах нашего оборонного ведомства «открыть» серийную модернизацию самолетов Ил-76МД до уровня Ил-76МД-М. Теперь же речь пойдет о «брате» героя той статьи, тоже «выросшим» из тяжелого военно-транспортного, а точнее сказать первого в СССР турбореактивного военно-транспортного самолета, впервые поднявшегося в небо в самом начале 70-х годов.

На самом деле, разобраться во всех генеалогических хитросплетениях и ответвлениях в биографии модификаций «семьдесят шестого» (а их порядка трех десятков!) достаточно сложно. На официальном сайте группы компании «Ил» заявлено, что магистральный грузовой самолет Ил-76ТД-90ВД является ничем иным как глубоко модернизированным Ил-76ТД. В начале 80-х это была удачная во всех смыслах транспортная дальняя модификация базового «семьдесят шестого» с демонтированным военным и десантным оборудованием (вспомним, как активно Ил-76, созданный под требования ВДВ, использовался в том же Афгане), но с усиленной конструкцией шасси, крыла и фюзеляжа и повышенной производительностью (максимальная взлетная масса до 190 тонн, дальность полета с максимальной нагрузкой — до 3600 км и т. д.)… Его глубокая модернизация появилась через двадцать лет -Ил-76ТД-90ВД отличался новой бортовой электроникой, специально для него разработанным пилотажно-навигационным комплексом, а главное сертифицированными в 2003 году двигателями пермского производства ПС-90А-76, «удовлетворяющими всем действующим экологическим международным нормам». Причем, особо отмечается, что создание самолета проходило под непосредственным руководством грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» из Ульяновска, специализирующейся на авиаперевозках сверхтяжелых и негабаритных грузах.

Не было бы счастья…

По одной из версий, всему виной была Международная организация гражданской авиации, которая в 2000 году решила ограничить допуск самолетов с устаревшим оборудованием в Европу, Америку, Японию и Австралию; при этом главной претензией к «семьдесят шестым» были вроде как шумные и недостаточно экологичные двигатели. Поэтому такому крупному оператору тяжелых транспортников («семьдесят шестые» да антоновские «Русланы»), как «Волга-Днепр» ничего не оставалось кроме как присоединиться к этому проекту.

«Уже в 2002 году „Волга-Днепр“ делает заказ на „Пермском моторном заводе“ на поставку комплекта двигателей ПС-90 для первого самолета. А через год покупает у ОАО „Ил“ конструкторскую документацию на проект модернизации. По сути, вся разработка и реализация программы модернизации самолетов Ил-76 была проведена силами компании „Волга-Днепр“ при формальном участии Ильюшина. В данном случае ставка на производство самолета с нуля, а не на ремонт и модернизацию существующих самолетов полностью себя оправдала… Реализовав проект постройки пяти модернизированных самолетов Ил-76ТД-90ВД, авиакомпания получила доминирующее положение на рынке перевозки негабаритных грузов на европейских направлениях и в США», — писала Lenta.ru .

Полеты прерванные и продолженные

Справедливости ради стоит отметить, что антарктический опыт семейство «семьдесят шестого» начало получать не вчера и даже не позавчера. Еще в далеком феврале 1986 года впервые в мире была произведена посадка тяжелого транспортного самолета в Антарктиде на — внимание! — снежно-ледовую взлетно-посадочную полосу. И этим самолетом оказался как раз Ил-76ТД. Его первый полёт проходил по маршруту Москва — Ленинград — Ларнака — Джибути — Мапуту — Молодежная — Новолазаревская и обратно. «В восьмидесятом году мы радовались Ил-18Д, который начал регулярные полёты в Антарктиду. Сейчас настал черед Ил-76ТД. Без мощных тяжёлых самолётов, способных обеспечивать грузами действующие станции, в том числе и „Восток“, изучение Антарктиды будет идти медленно. Этот рейс открывает перед нами новые перспективы, и мы на него возлагаем большие надежды…», — вспоминал тогда директор Арктического и антарктического НИИ Борис Крутских. А спустя 29 лет, в ноябре прошлого года впервые выполнил посадку на такую же ледовую взлетно-посадочную полосу в Антарктиде уже самолет Ил-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр», вылетевший из Кейптауна. Прошла еще пара недель — и тот же Ил-76ТД-90ВД еще и отработал в Антарктиде (и тоже впервые) «десантирование груза парашютным способом» — на удаленный труднодоступный антарктический аэродром со станции Новолазаревская было доставлено двести бочек топлива для вертолетов и самолетов малой авиации.

Ну и в ноябре 2016 года самолет успешно выполнил — цитируем пресс-службу «ОАК» — «прерванный и продолженный взлеты со снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы с имитацией отказа двигателя, дифференциальное торможение (торможение только стойками шасси, расположенными по одному из бортов самолета), посадку с одним неработающим двигателем (переведенным на малый газ). Была проверена управляемость самолета на снежно-ледовом покрытии при асинхронной тяге, вызванной возможным отказом двигателя. Проведенные испытания подтвердили безопасность эксплуатации самолета Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде в подобных ситуациях, рекомендации экипажу о действиях при отказе двигателя будут внесены в руководство по летной эксплуатации самолета».

Вернуться назад