Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Идеей создать необычную машину вертикального взлёта грезил ещё великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Но только в начале XX века появились реально действующие прототипы воздушных судов. Первый управляемый полёт удалось совершить американцам в 1922 году на машине выдающегося российского учёного Георгия Ботезата. Этот же аппарат и стал первым военным вертолётом. К слову сказать, вертолётостроение было лишь одним из увлечений Ботезата, основной сферой его деятельности были аэропланы и полёты в космос. Именно на основе его расчётов американцы составили свою программу полёта на Луну.

Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Фото: aviastar.org

Впрочем, к вертолётам в те годы относились как к некому увлечению маргиналов. Несмотря на сотню успешных полётов машины Ботезата американские военные прикрыли разработку, все силы были брошены на создание самолётов. Только после Второй мировой войны военные в США и СССР начали уделять достаточное внимание вертолётам, чтобы разработчики могли надеяться на финансирование и серийное производство своих детищ. Это стало возможно благодаря тому, что новые двигатели позволяли делать уже не просто разведывательные винтокрылы, с чьими обязанностями легко справлялись самолёты, но и транспортные. Именно возможность транспортировки личного состава и грузов привлекала заказчиков, ведь вертолётам, в отличии от самолётов, не требовалось много места для взлёта и посадки.

Так, первым действительно массовым военным вертолётом стал Пясецкий CH-21, известный также как «банан», предок знаменитого «Чинука». Он позиционировался как транспортный, но после первого же боевого крещения французами в Алжире армейские умельцы попытались самопально монтировать в борты пулемёты.

Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Фото: blogspot.com

Опыт борьбы с алжирскими партизанами показал, что в условиях тотального превосходства в воздухе вооружённые вертолёты были весьма эффективны. Оценив штурмовые возможности летающих БМП следующий вертолёт Пентагона «Хьюи» был изначально приспособлен под вооружение пулемётами и неуправляемыми ракетами. Звенья UH-1 «Ирокезов» стали символом Вьетнамской войны.

В СССР столь богатого опыта применения вертолётов армия не имела. Тем не менее, принцип догнать и перегнать капиталистов успешно работал. В середине 60-х Красная Армия получила свой «ответ Чемберлену» – Ми-8, вертолёт, годный как для транспортировки личного состава, так и для нанесения ракетных ударов. «Восьмёрка» стала настоящей легендой и самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, но СССР продолжал нагонять отставание.

Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Фото: belvpo.com

В то время как Москва испытывала аналог «Хьюи», в США поднялось в воздух очередное детище вьетнамской войны – ударный вертолёт AH-1 «Кобра». Это был первый в мире вертолёт, созданный исключительно для уничтожения врага.

Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Фото: avia.pro

Очевидно, что советские инженеры желали ответить на вызов не просто аналогом, но и перебить капиталистическую змиюку. Этим ответом стал «Крокодил» – второй в мире боевой вертолёт Ми-24.

Как водится, советским конструкторам задачи поставили противоречащие друг другу, и на первый взгляд невыполнимые. Убийца «Кобры» должен был летать выше и быстрее, при этом превосходить врага по огневой мощи, да ещё выполнять функции транспорта. Но и на этом хотелки не заканчивались – вся эта конструкция должна была выдерживать чуть ли не попадание из танка. Как бы то ни было, но если партия говорила «Надо!», то советский инженер отвечал «Есть!». В Ми-24 была применена масса креативных решений, которые сделали «Крокодила» запоминающихся не только по ТТХ, но и внешне. Естественно, что такое чудо не могло не быть самым-самым.

Первый рекорд оказался весьма сомнительным. Масса буржуйской «Кобры» в полном обвесе составляла всего 4,5 тонны, в то время как советский ответ едва укладывался в 12 тонн. При этом максимальная скорость американского спринтера составляла 315 км/ч, а русского борова разгоняли до 370 км/ч, что долгие годы было мировым рекордом среди серийных вертолётов. Побить его удалось лишь британской «Рыси», правда не без королевской смекалочки – в серийный многоцелевик англичане впихнули специальные двигатели, которые были мощнее на 40%, а также помудрили с лопастями несущего винта.

Мифы о «Крокодиле»: нашумевшие подвиги винтокрылой легенды

Фото: sites.wrk.ru

За счёт чего же достигалась такая скорость на советском ударнике? Одним из главных ограничителей скорости вертолётов является несущий винт, который обеспечивает грузоподъёмность. В «Крокодиле» длину лопастей сознательно занизили, дабы обеспечить скорость. А чтобы не потерять в грузоподъёмности ему даже приделали настоящие крылья. Размах их составляет более 6 метров и они обеспечивают 30% подъёмной силы, попутно служат для крепления вооружения. Несмотря на это ухищрение полностью загрузить бастарда можно было только чем-то одним – либо оружием, либо десантом. Из-за излишней упитанности вокруг Ми-24 даже родилась легенда, что взлетает он как самолёт. Что, отчасти, правда. Во время войны в Афганистане «Крокодилы» действительно поднимались в небо с разбега. Это было связано с тем, что в горной стране воздух сильно разряжен и двигатели вертолёта теряли в мощности, а уменьшенный винт создавал недостаточную подъёмную силу.

Из первого мифа следовал и второй – неповоротливость. Зарубежом Ми-24 даже называли канатоходец, за его неспособность к резким манёврам. Более того, ходили слухи, что он не может даже зависать в воздухе – главный вертолётный приём. Основано данное «мнение» сразу на нескольких фактах. В 1983 году на границе двух Германий «Крокодил» и «Кобра» схлестнулись в безоружном виражном бою. В результате пилот Ми-24 не справился с управлением и вертолёт потерпел крушение. Виной тому был всё тот же «спринтерский» диаметр винта, из-за которого вертолётом мог управлять только ас.

Вторым поводом для создания легенды стали видеоотчёты боевиков из Афганистана. Западные журналисты, снимавшие борьбу «угнетаемых талибов против коммунистов» не раз наблюдали, как «Крокодил» на огромной скорости пролетал над врагом, выпуская полный комплект НУРСов. В НАТО же предпочитали тактику «подпрыгивания», когда вертолёт, прячась в складках местности подлетал к врагу, выныривал из укрытия, наносил удар высокоточным оружием и скрывался. Только после того, как американцы сами начали вести бои с террористами они осознали, что в данном случае советский наскок с варварскими НУРСами наперевес куда эффективнее высокоточного бахвальства. Во-первых, у боевиков нет столько тяжёлой техники, чтобы охотится за ней с управляемыми ракетами. А во-вторых, при проходной атаке НУРСы покрывали куда большую площадь, что приводило к большему эффекту. Более того, скоростной полёт снижал вероятность ответного огня с земли. Как видно, советский вертолёт не просто так был приспособлен именно к рыцарскому удару.

Вторым номером в арсенале «Крокодила» шёл четырёхствольный пулемёт в носовой турели ЯкБ-12,7мм. Гонять душманов в чистом поле этого вполне хватало, а вот бороться с техникой –нет. Было принято решение кардинально сменить вооружение и на Ми-24 поставили спаренную 30-мм пушку. Однако решение оказалось уж слишком кардинальным – отдача была столь сильна, что заваливала вертолёт на правый бок и мешала выполнять традиционные проходные атаки. Только третья попытка оказалась удачной, когда в турель монтировали 23-мм автопушку, которая сочетала в себе скорострельность с бронебойностью.

В комплексе такое вооружение, при должном умении, вполне подходит для выполнения любых задач. Так, во время Ирано-иракской войны иракские пилоты на одном Ми-24 за три месяца уничтожили 55 танков противника.

Ещё одним «оружием» двадцатьчетвёрки стал звук. Ещё во время боёв в Афгане советские пилоты нередко воевали против душманов уже с пустым боекомплектом. Они просто гоняли их, пугая их своим звуком. Позже, когда американцам удалось добыть себе несколько «Крокодилов» для опытов, морпехи подтвердили, что хищный клёкот русского монстра действительно не сравниться ни с чем и при приближении этого монстра хочется закопаться поглубже. Сомнительно, что подобного эффекта советские умельцы добивались специально, скорее всего, дело всё в тех же укороченных лопастях. Но факт остаётся фактом. К слову, знаменитая музыка Вагнера «Полёт валькирии» не случайно часто сопровождает видеоролики с вертолётами UH-1. Американцы также пробовали усилить психологический эффект от появления «кавалерии» и устанавливали на вертолёты динамики, через которые транслировалась угрожающая музыка, в частности тема из легендарной оперы.

Однако весь мир знает Ми-24 не по его оружию, а по необычайной живучести. Не иначе как «летающий танк» зовут его на Западе. Бронёй «Крокодил» увешан знатно, но танком его делает уникальная комплектация. Например, десантное отделение, ради облегчения конструкции, не бронирована вообще, но защищены все самые важные узлы, а двигатели настолько просты и надёжны, что первое время в Афгане летали в сухом пыльном воздухе без каких либо фильтров. Кроме того, большинство систем вертолёта дублированы, а значит уничтожить «Крокодила» нужно дважды. Он способен летать даже на одном двигателе, несмотря на всю свою массу. В случае с вертолётами надёжность – особое свойство. Так, во время войны в Ираке США потеряли 79 AH-64, но только 11 сбили враги. Остальные рухнули из-за неисправностей.

Ми-24 долгие годы оставался самым быстрым, живучим и тяжёлым ударным вертолётом. Всё это было достигнуто вопреки многим недостаткам. Тот-же злополучный десантный отсек никогда толком не использовался. Ввиду применения «Крокодила» в качестве тарана против любого врага особой современной техники на него не ставилось, главной задачей было в упор расстреливать хоть танковые колонны НАТО, хоть бородачей в их пещерах. Несмотря на это, Ми-24 продолжает не только верно служить во многих армиях мира, но и развиваться. Один из новых российских вертолётов Ми-28Н является переосмыслением советской идеи ударного вертолёта. В нём сохранились все достоинства «Крокодила», а недостатки устранены. Теперь его время бить рекорды, обрастать мифами и становится новой легендой КБ Миля.

Автор: Арсений Гурский

Вернуться назад