Уважают только силу: о прошлом, настоящем и будущем «Адмирала Кузнецова»

Поход в Средиземное море корабельной группы во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» стал громкой сенсацией в мировых СМИ: западные медиа развернули агрессивную информационную кампанию, а отечественные вспомнили, что Военно-Морскому Флоту РФ все же есть, чем гордиться.

Накануне проведения масштабных учений российских кораблей в районе Средиземного моря между восточным побережьем Алжира и итальянским островом Сардиния «Ридус» побеседовал с москвичом Михаилом Аксеновым, который служил на «Адмирале Кузнецове» на протяжении семи лет.

«Адмирал Кузнецов» в 90-е

— Я попал на корабль в апреле 1994 года, сразу после учебки в Североморске, в которой пробыл четыре месяца — вместе с шестью сотнями 18-летних пацанов. Нас сразу разбили по ротам, распределили по подразделениям, к каждому прикрепили офицера. Мой небольшой опыт в учебке позволил сразу занять не последнюю роль в командуправлении. Так началась моя служба, которая затянулась до июля 2000 года. На «Адмирале Кузнецове» я прошел все ступени от простого матроса срочной службы, получил мичмана — и в этом качестве руководил своим подразделением.

Тогда, в 94-м, техническое состояние «Адмирала Кузнецова» было, мягко говоря, удовлетворительное. Это сейчас его подлатали, а тогда все перерастало из одного ремонта в другой. ТАВКР пришел в декабре 91-го из Севастополя в Видяево в Мурманской области, которое вообще не было приспособлено для стоянки корабля такого класса. Там подготовили причал, обеспечение корабля, дали квартиры офицерам и мичманам, чтобы семьи свои перевезли, но для дальнейшего содержания корабля там совсем ничего не было.

Затем, в феврале 95-го его перевели в 35-й судоремонтный завод в Мурманске, где готовили к докованию, а после — в 82-й СРЗ в поселке Росляково. Но нужно понимать, что в то время, при тогдашнем финансировании, полностью отремонтировать такое судно нельзя — постоянно что-то нужно устранять и переделывать, ведь махина просто огромная. В том же году мы впервые встали в док, где сто человек ежедневно на протяжении месяца чистили корабль: драили трюмы, убирали мусор, отмывали грязь. Потом уже каждые три-четыре года корабль вставал в док, а до этого состояние корабля оставляло желать лучшего.

Руководство страны — тогда Борис Ельцин и его команда — не знало, что с кораблем делать: под него не было задач, ни финансирования, ни обеспечения, он был просто не нужен. Эта ситуация продолжалась все 90-е. А на что можно было рассчитывать, если снабжение самой армии было минимальным? Пенсионеров, военных, медиков, учителей не содержали, весь бюджет страны трещал по швам. Но стояла задача сохранить корабль и корабельных летчиков. И сегодня, спустя 20 лет, мне кажется, что она была выполнена: корабль сохранен, он в море — это главное.

Все изменилось только тогда, когда к власти пришел Владимир Путин. Тогда наладилось обеспечение корабля, его ремонт, содержание офицеров, мичманов и матросов. Были обеспечены выходы в море, чтобы сохранить навыки летчиков 279-го корабельного истребительного авиационного полка: тогда в стране космонавтов было больше, чем летчиков палубной авиации, а тех, кто умел сажать самолет на корабль, знали по именам.

Годковщина и группировки

— На «Адмирале Кузнецове» случались чрезвычайные происшествия — корабль не существовал в вакууме, он был продолжением России 90-х, со всеми ее недостатками. Судите сами: экипаж — две тысячи человек, а ведь это были 90-е годы, когда сама страна была в разрухе! А мы были просто срезом общества: на корабль попадали не марсиане, а обычные ребята из российских городов, которые только что закончили школу или училище.

Разумеется, нас воспитывали, мы в свою очередь воспитывали молодых — годковщина на «Адмирале Кузнецове» передавалась из поколения в поколение.

Неуставные отношения — мы все через них прошли и никто не жалеет: я дружу до сих пор со всеми ребятами, с которыми служил, хотя прошло уже 20 лет. Никто ничего против не имеет, потому что это было частью нашей жизни. А к началу нулевых годковщины уже не было: сейчас можно ребенка отправлять служить без боязни, что его там покалечат или убьют. Если только несчастный случай какой.

На корабле существовали отдельные группировки, самые известные — Северный Кавказ, Кубань и Ставрополье. Были и семейные кланы: однажды на «Адмирал» прибыли служить шесть братьев. По сравнению с нами они выглядели 30-летними мужиками: мы, молодые пацаны, тогда только начинали бриться, а они ходили с постоянной щетиной, вели себя вызывающе, отказывались выполнять поручения, к примеру, делать приборку. Но на всех быстро находили управу.

Замы по воспитательной работе буквально за пару-тройку лет навели порядок: они писали письма родителям, в военкомат, в местные газеты, главам администраций — поселковых, городских или какого-нибудь аула — это работало похлеще кнута. Они ходили как шелковые, получив нагоняй от родителей или глав администраций. Если это не действовало — их дробили по разным подразделениям и частям, чтобы они не пересекались, списывали с корабля. Работа по искоренению группировок не прекращалась ни на минуту: это был бич, который достался нам после Советского Союза и который был побежден.

Последний ТАВКР

— Из семи тяжелых авианесущих крейсеров, строившихся в СССР с 1970-х годов, «Варяг» продан Китаю, «Ульяновск» остался недостроенным, позже порезан на штабелях, «Киев» и «Минск» проданы с молотка и превращены в развлекательные аттракционы в КНР и Южной Корее, «Адмирал Горшков» был продан Индии и служит под новым именем «Викрамадитья», а «Новороссийск» — списан на металл и разобран в Южной Корее. «Адмирал Кузнецов» остался единственным представителем своего класса в составе ВМФ РФ.

Я был на «Киеве», он сейчас в Китае, его выкупили у нас. Он долго стоял и гнил в Видяеве. «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков» — эти авианесущие крейсеры были предназначены для самолетов вертикального взлета: у них не было трамплинов, их носовая часть была занята ракетными комплексами «Базальт». Но проект «вертикалок» закрыли как нецелесообразный: эти самолеты на взлет и посадку тратили большую часть своего топлива. От этих самолетов и, следовательно, от кораблей решили отказаться из соображений экономии.

По-хорошему, ВМФ РФ нужно пять таких авианосцев как «Адмирал Кузнецов», только они должны быть атомными: один на севере, по одному в Средиземном море и на Дальнем Востоке — и еще два в резерве. В Черном море ставить их бессмысленно из-за проливов, которые турки могут запросто закрыть в случае объявления кому-то войны или в при открытых боевых действиях. Если они заминируют проливы, корабль будет заперт в Черном море и послужит отличной мишенью.

Диванные войска

— В Сети смело спорю с «диванными воинами»: вот прям сразу на место сразу ставлю, я их не боюсь. Когда начинаешь говорить, что у США такие же к корабли, которые так же дымят, показываешь доказательства, они моментально затухают, выходят из беседы. Ты служил? Ты знаешь? Не обращаю внимания на споры уровня семилеток о «рашке-говняшке», но когда выкладывают фотографии чумазого якобы командира ТАВКРа — это перебор: командиры корабля — достойнейшие офицеры и неслучайные люди, они все заслужили уважение, пройдя через многое в своей службе. Или когда какой-то «эксперт» какого-то издания несет чушь о черном дыме или заправке в Мальте — это задевает.

Не заправит «Адмирала Кузнецова» Мальта — он заправится в другом месте. Заправка такого корабля — это увеличение бюджета целой страны: да они молиться должны, что мы им такие деньги везем. Что касается этой истерики Мальты и Испании — да не заправляйте, корабль справится без них: мазута хватит на обратный путь, это котельная вода и продовольствие кончаются быстро, но танкер сходит в любой более дружественный порт и заправится там — самому кораблю в порт вставать не обязательно.

Сирийская кампания

— Я думаю, что «Адмирал Кузнецов» идет в Сирию не воевать, а, скорее, для демонстрации флага, для демонстрации военного присутствия. Поверьте, одно только наличие такого корабля остужает очень много «горячих голов». У других такого просто нет.

Возможности у корабля очень приличные. Он вооружен и комплексом противокорабельного ракетного оружия «Гранит», и «Кинжалами», и «Кортиками». Но он, конечно, не очень ударный, скорее оборонительный — корабль предназначен для уничтожения авиационных ударных группировок противника.

В западных СМИ пишут, что «Адмирал Кузнецов» будет использован для усиления бомбардировок Алеппо, но я бы заметил, что он больше предназначен для боя в море, а не для ударов по суше — ему нечем стрелять по берегу. Если только авиация может, где-то и подключится: летчикам тоже нужен боевой опыт.

Присутствие такого авианесущего крейсера в Средиземном море при наличии судов обеспечения и сопровождения могло бы изменить ход истории. В 96-м году во время боевой службы в Средиземном море сирийские коллеги просили нас остаться на постоянной основе: в открытую предлагали содержать весь экипаж. Но пятая Средиземноморская эскадра кораблей ВМФ, которая была там на постоянной основе, была расформирована 31 декабря 1992 года: мы ушли, и там стали хозяйничать наши «западные партнеры». Если бы мы там присутствовали все эти годы, не было бы войн в Сирии, Ираке и Ливии.

И вот результат нашего 20-летнего отсутствия: во что наши «товарищи» там все превратили? Раздербанили несколько государств — и снова пытаются, при этом валят все на нас, объявляя белое черным, а черное белым.

Главные союзники России

— В 90-е все считали, что Штаты нам друзья, которые научат нас правильно жить. Но я всегда говорил, что при первой же возможности они сожмут на нашей шее руки.

В 94-м году я писал телефонограмму о столкновении нашей лодки с американской в Кольском заливе Баренцева моря. Что она там делала? Мы же, вроде, друзья: вот Ельцин с Клинтоном обнимается…

Когда мы выходили в море, норвежское разведывательное судно «Марьята» постоянно сопровождало нас, держась на расстоянии: слушают, смотрят, фотографируют. Кому мы угрожали в 90-х? Но они всюду совали свой нос, чуть ли не в постель к нам лезли.

Поэтому то, что происходит с оборонкой сейчас — это правильно: я поддерживаю нашего верховного главнокомандующего. Нужно строить новые корабли, модернизировать старые, чтобы нас боялись. Будут боятся до дрожи — будут уважать. Уважают только силу. Не было сильного Ирака, сильной Ливии, сильной Югославии — нет этих стран. Как говорил император Александр III, у России только два надежных союзника — ее армия и ее флот. Ни одна другая страна за нас не заступится.

Вернуться назад