Представьте себе: вы скользите над вечно загруженными улицами мегаполиса, минуя пробки и светофоры, в комфортабельной кабине, подвешенной к изящной эстакаде. Картина, достойная футуристических романов прошлого века? Возможно. Но идея эта далеко не нова, и, что самое интересное, сегодня она вновь обретает актуальность. Столетие назад подвесные монорельсы всерьез рассматривались как полноценная альтернатива трамваям и первым линиям метро. Почему же тогда они не завоевали города, и какие перспективы у «воздушного» транспорта в XXI веке?
На заре автомобильной эры и бурного роста городов инженеры и мечтатели искали нестандартные решения транспортных проблем. Подвесные монорельсы, или «аэрорельсы», казались одним из таких прорывных путей. В отличие от канатных дорог, ассоциирующихся с горными курортами или парками развлечений, эти системы предлагали потенциал для массовых городских перевозок.
Ярким примером такой системы, дожившим до наших дней и ставшим своеобразной иконой, является Вуппертальская подвесная дорога (Schwebebahn) в Германии, открытая в 1901 году. Ее вагоны живописно парят над руслом реки Вуппер. Конечно, не обошлось без курьезов: знаменитый инцидент 1950 года, когда цирковой слон Туффи выпрыгнул из вагона в реку (к счастью, отделавшись лишь испугом и синяками), на год приостановил работу линии, но не похоронил саму идею.
Однако большинство проектов того времени так и остались на бумаге или в виде смелых прототипов. В 1925 году журнал Popular Science с интересом описывал проект французского инженера Франсиса Лора: его детище, предназначенное для линии Париж — Сен-Дени, должно было представлять собой пропеллерный дирижабль из легчайшего дюралюминия, подвешенный к рельсу. Эксперты признавали конструкцию «практически осуществимой». Впрочем, шестью годами ранее тот же журнал был куда скептичнее, назвав идею «дитятей «аэроплана» и «монорельса», буйно разросшимся в живом воображении». Финансовые и аэронавигационные расчеты, по мнению редакции 1919 года, не сулили проекту успеха. И действительно, монорельс Лора так и не взлетел.
Схожая судьба постигла и рельсоплан шотландского инженера Джорджа Бенни. Его детище, также оснащенное пропеллерами, было представлено на испытательном треке в Глазго в 1929 году. Бенни мечтал о линии Лондон — Париж (с пересадкой на гидросамолет для преодоления Ла-Манша), но дальше прототипа дело не пошло.
Несмотря на кажущуюся привлекательность — возможность разгрузить улицы и предложить пассажирам новые виды — подвесные монорельсы столкнулись с рядом серьезных препятствий:
В результате, к середине XX века эйфория по поводу «небесных поездов» поутихла, и пальма первенства в городских перевозках прочно закрепилась за автобусами, трамваями, троллейбусами и метро.
Так почему же мы вновь говорим о подвесном транспорте? Ответ кроется в современных реалиях. По данным ООН, к 2050 году городское население планеты увеличится на 2,5 миллиарда человек. Мегаполисы задыхаются от пробок, загрязнения воздуха, а свободного пространства для строительства новых дорог или линий метро становится все меньше, или же оно обходится астрономически дорого.
И тут инженеры и урбанисты вспоминают о преимуществах «воздушных» систем:
Конечно, речь не всегда идет о классических монорельсах прошлого. Сегодня фокус сместился в сторону более легких и гибких систем, таких как городские канатные дороги (гондолы).
Хотя рекордсменом по протяженности среди действующих подвесных монорельсов остается Городской монорельс Тиба в Японии (15,2 км, с 1988 года), именно канатные дороги переживают настоящий бум. Мы видим их не только в Латинской Америке (где они стали эффективным транспортом для жителей труднодоступных горных районов), но и в планах многих мегаполисов мира.
Интересно, что еще в 1980-х в Гамбурге тестировалась уникальная система Cabintaxi: небольшие автоматические кабины можно было вызвать на станцию, как такси, и они двигались бы как над, так и под несущей балкой в зависимости от направления. Проект не пошел в серию, но сама идея персонализированного «воздушного» транспорта предвосхитила современные концепции мобильности по требованию. А ведь еще в 1923 году изобретатель Флетчер Фелтс предлагал для Лос-Анджелеса подвесной монорельс с вагонами в форме торпед на электротяге — глядя на сегодняшние пробки в Городе Ангелов, многие наверняка пожалели бы, что проект не был реализован.
Вряд ли мы увидим массовое возвращение пропеллерных «аэрорельсов» в духе начала XX века — разве что в тематических парках. Однако сама идея использования воздушного пространства над городами для перемещения пассажиров не только не умерла, но и обретает второе дыхание. Современные технологии позволяют создавать более легкие, тихие, безопасные и экономически оправданные системы.
По мере того как города будут искать пути решения транспортного коллапса и улучшения экологической обстановки, канатные дороги, автоматизированные «воздушные такси» и, возможно, новые поколения подвесных монорельсов будут играть все более заметную роль. Так что, вполне вероятно, в не столь отдаленном будущем поездка на работу или к достопримечательностям «по воздуху» станет для многих из нас привычным делом, добавив толику романтики и эффективности в суету городской жизни. Если, конечно, вы уже не пользуетесь таким видом транспорта сегодня.