В пересчете на час полета. Самые прожорливые самолеты ВВС США

Говоря о стоимости любого оружия необходимо учитывать, во что обойдется его использование. Военная история знает случаи, когда производителям автоматического стрелкового оружия приходилось занижать скорострельность, дабы большой расход патронов не делал образец менее привлекательным для чиновников, которые очень быстро перемножали патроны на минуты и получали гигантские цифры стоимости часа работы нового пулемета.


Аппетиты американских оружейных корпораций известны по всему миру. Стоимость любой, даже самой маленькой детали оказывается в несколько раз выше разумного, а о ценах на серьезную технику и думать не хочется. Психологический рубеж в сотню миллионов за один истребитель уже давно пройден, а бомбардировщик B-2 Spirit перескочил миллиардную отметку.


Вместе с тем, самолеты, приобретенные за миллионы долларов, постепенно вырабатывают свой ресурс и приходят в состояние полной негодности.

 

Зная это можно легко рассчитать стоимость часа полета каждой машины. Недавний отчет департамента обороны США сделал достоянием общественности цену часа полета боевых самолетов ВВС США.



Как и следовало ожидать, среди самых дешевых самолетов оказались штурмовики и самолеты патрулирования и транспортники. В связи со спецификой работы этим самолетам приходится изо дня в день часами висеть в воздухе.


 Лидером в этой группе идет «бородавочник» A-10 Thunderbolt II производства  Fairchild-Republic, который стоит всего 5 944 долларов в час. Следом за ним P-3 Orion от фирмы Lockheed. Час полета этой машины обходится американским налогоплательщикам всего в 6 761 доллар. Замыкает тройку локхидовский же C-130 Hercules. Час полета этого транспортника тянет на 7001 доллар.


На стоимость самолеточаса серьезно влияет и количество стоящих на вооружении машин. Чем их больше, тем дешевле обслуживание каждой. В связи с этим рабочая лошадка американских ВВС — истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F Super Hornet производства корпорации McDonnell Douglas требует сравнительно немного, чуть больше десяти тысяч долларов за час полета.


В пересчете на час полета. Самые прожорливые самолеты ВВС США


А вот суровая американская классика в лице F-15 от тех же McDonnell Douglas требует в два с лишним раза больше. Час полета последних модификаций F-15 обходится в 23 124 доллара США. Не удивительно, что эти самолеты постепенно уходят со сцены. Правда, заменяют их еще более дорогие в эксплуатации машины.


Право называться первой на планете страной, которая приняла на вооружение самолет пятого поколения, обошлось Соединенным Штатам в астрономическую сумму. На разработку истребителя F-22 «Раптор» компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics истрачено в общей сложности 66 миллиардов долларов. Всего до прекращения производства было построено 195 машин, включая прототипы, а час работы этой птички встанет в 33 538 долларов. Это даже чуть выше, чем у следующего самолета пятого поколения. F-35A Lightning II, призванный заменить разом F-18 и А-10, обходится в 28 445 долларов в час. Получается почти в два раза больше чем у F-18 и А-10 вместе взятых.


Несмотря на то, что ресурс истребителя заметно ниже, чем у бомбардировщика, в лидерах по стоимости часа полета как раз дальняя авиация.


Возглавляет список, как и следовало ожидать, гордость американской стратегической авиации B-2 Spirit. Малозаметность и экзотический дизайн выкачивают из карманов налогоплательщиков более чем 100 тысяч долларов за каждый час полета. Следом с небольшим отрывом идет воздушный командный пункт, оборудованный на самолете Boeing E-4B. Эти «самолеты судного дня» предназначены для командования войсками в случае массированного ядерного удара по территории США. Час полета такой машины стоит 80 000 долларов.


В пересчете на час полета. Самые прожорливые самолеты ВВС США


Исходя из рейтинга, мы видим, что на военный бюджет Соединенных Штатов помимо нереальной стоимости новой техники, ложится серьезная нагрузка по поддержанию уже имеющихся машин в строю. В стремлении уменьшить это бремя механики американских ВВС уже давно перешли к практике перестановки рабочих узлов и агрегатов с находящихся на консервации машин на используемые. Это приводит к тому, что существующий на бумаге резерв самолетов на деле не значительно меньше. В то же время новые машины, несмотря на запредельную стоимость эксплуатации, не в состоянии решить тот же объем задач, который тянули их более дешевые предшественники. И ситуация с каждым днем только усугубляется.


Автор: Григорий Романович Ажданин

Вернуться назад