Экспедиция к предкам. Вниз по течению и против него

Экспедиция к предкам. Вниз по течению и против него
Кадр из кинофильма «Фараон» (1963). Для съёмок всего лишь одного небольшого эпизода был построен настоящий «египетский корабль». Понятно, что бутафория, но очень достоверная внешне. Постарались кинематографисты, что и говорить


«И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао.»
Четвертая книга Царств, 23:35

Мигранты и миграции. Итак, мы вновь возвращаемся к теме древних миграций и, соответственно, мигрантов, которые в древние времена перемещались то туда, то сюда, что способствовало распространению достижений цивилизации, языка и культуры в целом.



В последнем предыдущем материале этого цикла мы остановились на додинастическом периоде истории Древнего Египта (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.), который стал временем окончательного разложения на его территории родоплеменных отношений (до сер. V тыс.). Тогда же произошло и складывание социально дифференцированного общества, и возникли первые древнеегипетские государства (вторая половина IV тыс.). В это же время появилась и письменность, причём ранние письменные памятники, дошедшие до нас, датируются примерно 3400 г. до н. э.

В свою очередь додинастический период делится на два больших подпериода — амратский (культура Негада I) и герзейский (Негада II, ок. 3100 до н. э.). Завершился этот период началом правления так называемой нулевой династии (Негада III) – то есть временем, когда Верхний и Нижний Египет вплотную подошли к тому, чтобы объединиться в одно государство, что, как считается, произошло при фараоне Нармере.


В этом же фильме показано, как царевич Рамзес охотится в тростниках как раз с папирусной лодки. Ну, может быть, и не папирусной, но внешне она неотличима от лодок на древнеегипетских изображениях

Вспомним, что уже к середине V тысячелетия в Верхнем Египте существовала тасийская и бадарийская культуры эпохи энеолита, то есть медно-каменного века. Тасийцы были земледельцами-скотоводами, но охота и рыболовство поставляли им основной объём продуктов питания. Впрочем, и ловить рыбу и охотится им было не сложно. В Ниле было много рыбы, а в зарослях тростника по его берегам гнездились мириады птиц. Считается, что именно они начали первыми орошать земли и рыть первые каналы, отводящие воду из Нила. Бадарийцы разводили не только мелкий, но и также и крупный рогатый скот, а урожай сохраняли в специально построенных зернохранилищах. И это именно они первыми в Египте одомашнили кошку (или кошка сама пришла к ним!), чтобы защищать свои запасы зерна от грызунов. А ещё важным достижением бадарийцев было умение плавить медь, которую добывали на Синайском полуострове.


В Египте не было «леса» как такового. Поэтому не было и вот таких лодок-долблёнок. Экспозиция зоопарка в Праге. Фотография автора

В Нижнем Египте приблизительно в это же время существовала Фаюмская неолитическая культура, также земледельцев и скотоводов, отличавшаяся изготовлением грубой лепной керамики.


Древнеегипетское нильское судно. Национальный музей Дании, Копенгаген

И вот здесь нужно отметить, что взаимопроникновению и слиянию всех этих культур способствовал целый ряд совершенно уникальных обстоятельств. Так, начало додинастического периода по времени совпало с неолитическим субплювиалом — то есть эпохой, когда вся Сахара была покрыта зеленью. Но очень скоро климат стал засушливым, и на Египет со всех сторон поползли пустыни.

А вообще-то, египтянам очень повезло с климатом. Со стороны Средиземного моря вдоль русла Нила обычно тянул лёгкий бриз. Он уменьшал жару и… позволял судом подниматься вверх по Нилу под парусом, не прибегая к услугам гребцов!


Модель корабля из гробницы Мекетра. Зелёный цвет корпуса этой лодки, её вертикальный нос, загнутая назад корма и двойные рулевые вёсла имитируют конструкцию судов, сделанных из стеблей папируса. Визуализированы даже ремни кожаных чехлов, которыми покрывались нос и корма таких лодок. Лодки этого типа появляются в изображениях «паломничества в Абидос», которое было частью египетского погребального ритуала, начиная со Среднего царства. Ритуальный характер плавания демонстрирует тот факт, что под балдахином сидит не живой Мекетра, а его статуя в сопровождении спутника (возможно, его сына), и здесь же стоит большой сосуд для возлияний. Но главная идея плавания в культовый центр бога Осириса в Абидосе, где праздновали смерть и воскресение бога, обеспечивалась использованием двух лодок: той, которая плыла на север из Фив в Абидос против ветра, и той, которая отправлялась в обратный путь под парусами. Дата: ок. 1981-1975 гг. до н. э. Верхний Египет, Фивы, Южный Асасиф, гробница Мекетре. Раскопки 1920 г. Материал: дерево, краска, штукатурка, льняной шпагат, льняная ткань. Габариты: длина 132,5 см, с рулевым веслом 138,5 см; высота 53 см; ширина 38 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Вторая лодка… На ней работают гребцы, значит, она плывёт на север в Абидос. В египетской письменности было также два иероглифа: лодка с парусом – «вверх по течению» и без паруса – вниз!

В середине IV тысячелетия на смену амратской культуре пришла герзейская культура. Роль орошения увеличилась, но и урожаи тоже возросли. Ремесло стало отделяться от земледелия, а дифференциация общества резко ускорилась. В погребениях находят медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и даже туалетные ложечки. Развивается торговля. Например, из стран Азии в Египет ввозят даже лазурит из Афганистана. Население Дельты ведёт активную торговлю с Междуречьем, о чём говорят найденные здесь характерные цилиндрические печати.


Посмотрите, какие живые у фигурок гребцов лица…

Имущественное неравенство теперь уже просто бросается в глаза. И о нём же говорят богатые захоронения вождей. Возникает институт рабства. И это неудивительно. Выгоды ирригации стали очевидными для всех. Большой размах ирригационных работ требовал рабочих рук и создания государства, обладающего соответствующими функциями контроля и управления. Сначала это были номы — небольшие объединения всего лишь нескольких поселений вокруг более крупного города, где находился храм главного божества и резиденция местного правителя.

Кстати, номов в Египте было много. Сколько в эпоху становления государства, неизвестно. Но в эпоху Нового царства в Нижнем Египте их было 20, а в Верхнем – 22. Причём в Верхнем Египте государство образовалось раньше, чем в Нижнем. Столица государства в Верхнем Египте находилась в городе Нехен. Столица Нижнего – в Буто.


Знаменитая «палетка Нармера». Считается подарком царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными ливийскими номами в Западной дельте Нила. У историков есть предположение, что она изображает победу армии Нармера над городом Уашем. Здесь Нармер изображён в двух коронах: белой (хеджет) короне Верхнего Египта и красной (дешрет) – короне Нижнего Египта. Египетский музей в Каире

И без государства в Египте было никак нельзя, поскольку сложная ирригация и поддержание системы каналов в порядке требовали централизованного управления и целой армии чиновников, что и произошло в период господства в Египте культуры Негада III. Как это чаще всего в древности и случалось, вопрос – кто кого – решила война, в которой более развитый Юг победил более болотистый (в то время через дельту Нила в Средиземное море вливалось целых восемь рукавов, сейчас всего два!) и потому менее богатый ресурсами Север. Победителем в этой войне вышел фараон Менес (Мина или Мин), основавший I царскую династию, хотя известно, что до неё была ещё и Нулевая династия, фараоны которой враждовали друг с другом. Во всяком случае, мы знаем имена некоторых из них. И знаем, что родственниками они не были.

Впрочем, есть и такое мнение, что осуществил объединение Египта не Менес, а Нармер, на что указывает вроде бы найденная в 1898 году «палетка Нармера», на которой он изображён в одном случае в короне Верхнего Египта, а в другой – Нижнего!


Нармер в высокой короне белого цвета – хеджет – короне Верхнего Египта, бьёт по голове булавой своего противника, судя по парику – тоже египтянина

В любом случае около 3100 года Додинастическому периоду пришёл конец, как и Нулевой династии, и в Египте началось так называемое Древнее царство.


Как и мы сегодня, египтяне обожали пикники, особенно знать. В меню поездки на лодке Мекетра были жареная птица, вяленая говядина, хлеб, пиво и какой-то суп. То есть перед нами не что иное, как… плавучая кухня, на которой уже во время плавания готовят еду для расположившихся где-то на пикнике египтян. Мясо и хлеб везли на другой модели, которая находится в Каирском музее. Здесь же варят пиво и варят суп. В почерневшем корыте, возможно, находился горящий уголь для жарки птицы. Мужчина наблюдает за плитой, на которой кипит суп. Женщина мелет зерно. Пивовары внутри кабины формируют буханки хлеба, а затем протирают их через сита в большие чаны. Один пивовар стоит в чане и топчет финики, дающие сахар для брожения пива. Вёсла этой лодки закреплены к бортам. Чтобы не повредить вёсла во время транспортировки и хранения лодок в камере для моделей, все вёсла лодок в гробнице Мекетра были закреплены подобным образом. Ок. 1981-1975 гг. до н. э. Гробница Мекетра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

И надо заметить, что в немалой степени процветание древнеегипетского государства, включая и времена римского владычества, было связано именно с Нилом. О его роли в обеспечении египтян продовольствием в одной из статей данного цикла мы уже речь вели. Но сейчас важно указать на другое обстоятельство – Нил был ещё и прекрасной транспортной артерией, круглогодично связывавшей север с югом. И здесь же по берегам Нила рос и строительный материал, из которого строилась основная часть египетских речных судов – папирус.


Очень живые позы, хотя сами фигурки и немного грубоваты…

Из рисунков на стенах гробниц мы знаем, что уже в глубокой древности египтяне использовали лодки, собранные из вязанок папируса. Понятно, что судёнышки эти были невелики и больше напоминали веретенообразные плоты. Однако и на таких лодках можно было пересекать Нил, охотиться в тростниковых зарослях и ловить рыбу. Суда больших размеров из подручных материалов египтяне строить не могли, поскольку подходящего дерева в Египте для этого нет.


Кремневый нож из Гебель эль-Арака с резной рукояткой. Памятник культуры Негада II или Негада III. Рукоять ножа изготовлена из слоновой кости. Длина 9,5 см, ширина в основании – 4,2 см. Это наиболее ценная часть ножа, так как на ней с обеих сторон выгравированы изображения. На одной стороне это батальная сцена — обнажённые воины в верхней части, а в нижней — сцена с лодками, которую можно интерпретировать как бой на воде (на реке или даже море). На другой стороне изображения явно символического характера — мужчина вместе с двумя львами, собаки и другие животные. Воины вооружены кремневыми ножами, дубинками, а также булавами грушевидной формы. Считается, что они попали в Египет из Месопотамии и заменили египетскую булаву традиционной формы в виде диска. Существует предположение, что рельеф изображает битву между воинами городов Абидос и Иераконполис, двух главных соперничающих египетских городов того периода. Победил Абидос, так что фактически большая часть Египта объединилась под властью правителей из Абидоса именно в период Негада III. Лувр

Но с объединением страны доски большого размера Египет начал получать из Ливана, где росли знаменитые ливанские кедры. Лодки поменьше начали строить и из местной, пальмовой древесины. Так что общий «тоннаж» древнеегипетского речного флота очень быстро стал исключительно велик. В эпоху правления фараонов – строителей пирамид, суда начали использовать для транспортировки каменных блоков, и, соответственно, их размеры и грузоподъёмность возросли ещё больше.

Продолжение следует…
Вернуться назад