Вернуться назад Распечатать

Насколько жизнеспособны арктические маршруты судоходства?

Обострение ситуации в Красном море в очередной раз заставляет задуматься о поиске альтернативных торговых путей, пишет The Economist. При этом самый выгодный и безопасный из возможных маршрутов — арктический. Россия обильно инвестирует в регион и, в свете таяния ледников, будет разрабатывать его еще активнее.
Финский ледокол MSV Nordica в проливе Виктория. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 18.01.2024
Морские пути сообщения оказались под угрозой. Семь из десяти крупнейших судоходных компаний мира приостановили транзиты через Красное море, где йеменская повстанческая группировка хуситов наносит удары по коммерческим судам. В результате сейчас через Суэцкий канал — короткий путь из Индийского океана в Средиземное море — проходит гораздо меньше судов. Объем торговых перевозок через Панамский канал, который соединяет Атлантический и Тихий океаны, сократился на 30% с ноября, причиной чему стала сильнейшая засуха, из-за которой уровень воды в канале понизился. По данным Freightos, платформы бронирования и оплаты международных грузоперевозок, с начала декабря спотовая цена отправки 12-метрового контейнера из Китая в Северную Европу выросла на 283%.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
У этих длинных маршрутов морских торговых перевозок существует все более заманчивая альтернатива — несколько путей, которые позволяют сократить продолжительность следования на 40% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Но есть загвоздка: Северный морской путь, Северо-Западный проход и Трансполярный морской путь пролегают через океан, скованный льдами. Может ли Арктика стать жизнеспособным маршрутом коммерческого судоходства?
Ответ на этот вопрос — все более уверенное "да". Вот только причина такого положения вещей вызывает тревогу. Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем мир в среднем. С 1978 года ледяной покров ежегодно уменьшался примерно на 78 тысяч квадратных километров. В июне 2023 года журнал Nature Communications опубликовал результаты исследования, согласно которым, даже если мир значительно сократит выбросы парниковых газов, первое арктическое лето без льда может наступить уже в 2040-х годах. По мере таяния ледников и развития технологий судоходства в холодных морях, доступность Арктики будет расти.
Арктические воды становятся все более оживленными. Самым популярным маршрутом судоходства является Севморпуть, который контролирует Россия. С 2014 по 2022 год объемы торговых перевозок выросли на 755%. Россия хочет, чтобы к 2035 году объемы перевозок увеличились в десять раз по сравнению с уровнем 2022 года. В октябре она объявила о создании совместного предприятия с эмиратской логистической компанией DP World с целью развития арктических контейнерных перевозок. В том же месяце китайская судоходная фирма NewNew Shipping Line совершила свой первый рейс туда и обратно по арктическому маршруту между Шанхаем и Санкт-Петербургом.
Но по общемировым меркам объемы грузоперевозок через Арктику остаются незначительными. В 2022 году в арктические воды зашло менее 1,7 тысячи судов, тогда как через Суэцкий канал проследовали более 23 тысяч судов, а через Панамский — 14 тысяч. Судоходство по северным маршрутам по-прежнему носит сезонный характер: бо́льшая часть рейсов совершается летом. Северо-Западный проход сильнее скован льдами, чем Севморпуть, поэтому через него проходит меньше судов. Транзит по Трансполярному морскому пути будет возможным только при наличии тяжелых ледоколов, пока его льды не растают в достаточной мере. Все эти обстоятельства настораживают страховщиков. Недостаточно подробные карты в сочетании с суровыми и непредсказуемыми погодными условиями повышают вероятность несчастных случаев. И экономия времени тоже кажется сомнительной. Согласно исследованию, опубликованному в апреле 2023 года в журнале Geophysical Research Letters, морской туман может увеличивать время следования через Северо-Западный проход и Севморпуть на 23–27% и 4–11% соответственно. Арктическая навигация требует опыта и специализированных судов. И то, и другое стоит денег.
Растущая геополитическая напряженность тоже будет препятствовать арктическому судоходству, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Суда должны получать от российских властей разрешения на проход по Севморпути. Сейчас западные корабли им практически не пользуются. Канада и Америка никак не могут договориться в вопросе правил транзита по Северо-Западному проходу. Но в конце концов, по мере нагревания Арктики и таяния льдов в международных водах вдоль Трансполярного морского пути, политические споры будут иметь все меньше значения.
Между тем тревоги экологов в связи с активизацией судоходства в Арктике будут только усиливаться. В 2021 году Международная морская организация при ООН одобрила введение запрета на использование мазута в Арктике и в Антарктике, который вступит в силу в 2029 году. Она надеется, что запрет поможет снизить риск разливов нефти и других вредоносных воздействий. Загрязнение воздуха, воды и шум от судоходства угрожают местным видам животных и растений, а также местному населению, которое от них зависит. Несколько компаний уже обязались не отправлять товары через этот регион по экологическим соображениям.
Арктике будет трудно соперничать с традиционными судоходными маршрутами. Экстремальные погодные условия ограничивают ее потенциал как транзитного пути для перевозки грузов. Но по мере таяния ледникового покрова движение в ее водах будет становиться все более оживленным — и Россия будет все активнее этим пользоваться.